Инклюзивный город: как в средней школе №72 учатся дети с особенными потребностями | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Олеся Шацкая Олеся Шацкая Автор текста
Игорь  Степанцов Игорь Степанцов Автор фото
15:31 03 Февраля 2023 Общество

Инклюзивный город: как в средней школе №72 учатся дети с особенными потребностями

В средней школе № 72 Гомеля никого не удивишь пандусами и лифтами. По утрам на парковке сигналит специализированный автобус, который привозит на уроки детей, имеющих особенности развития. Их встречают доброжелательные учителя и помощники воспитателей, помогают в гардеробе, в классах, в столовой, а рядом бурлит школьная жизнь со всеми её радостями и огорчениями, которые доступны абсолютно всем детям без ограничений. Как это происходит – давайте узнаем поближе.



ДОБРЫЕ СЕРДЦА. Когда захожу на урок по истории в 5 «Г», который считается интегрированным классом, и спрашиваю у ребят, знают ли они, почему я хочу рассказать о них на страницах газеты, они высоко тянут руки:

– Да! Потому что мы необычный класс! У нас учатся дети с особенными способностями!


И это не ошибка, а удивительно точное наблюдение, которое могут сделать только дети со всей их непосредственностью. Для них одноклассники, которые имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, а их в классе трое, – ребята, которые ещё себя покажут, ведь особенные способности позволяют им проявлять себя с неожиданных сторон.


Тамара Сергеева

– В декабре, – рассказывает классный руководитель, учитель истории Тамара Сергеева, – я проводила для ребят необычный классный час, который назывался «Подари доброе сердце». На нём рассказывала о знаменитых людях, которые достигли больших высот, несмотря на ограниченные возможности, – о Франклине Рузвельте, Зинаиде Туснолобовой-Марченко, нашем земляке Алексее Талае и многих других. Ребят поразили их истории. А потом показала им видеозапись, на которой их одноклассница Ульяна играет на пианино, сколько у неё дипломов и наград…


Ульяна передвигается на инвалидной коляске, при этом она очень талантливая девочка, застенчивая, с тонкой душевной организацией, которая позволяет ей необычно глубоко воспринимать искусство и литературу. Она занимается в музыкальной школе, много читает и в классе играет важную роль – отслеживает День именинника и помогает готовить поздравления для ребят.


– Ульяна – стеснительная. Она больше раскрывается в переписках, которые ведёт с одноклассниками в социальных сетях, – поясняет Тамара Петровна. – А вот Надя, в отличие от неё, очень общительная: её интересуют самые разные темы, которые она готова обсуждать с ребятами. Она передвигается самостоятельно или за руку, у неё много друзей и интересов. На их фоне выделяется Илья, который также имеет нарушения опорно-двигательного аппарата, но при этом, к сожалению, не имеет возможности говорить. Он очень внимательно смотрит на записи на доске, карту, и совершенно очевидно, что в классе ему нравится: он реагирует на детей, на учителя, бывает, и смущается, когда обращаешь на него внимание. И Илья, и Надя, и Ульяна – это часть коллектива, без которой его невозможно представить.


На том самом классном часу дети по-другому посмотрели друг на друга, потому что обнаружили, что отсутствие какой-то способности, вернее, её необычное проявление, позволяет быть особенными им всем: кто-то хорошо рисует, кто-то любит стихи, кому-то нужна помощь, чтобы спуститься в столовую, – от них самих зависит, как реализоваться в будущем. Для одноклассников, имеющих трудности с передвижением, они смастерили из бумаги сердца, написали добрые пожелания, и наверняка такие подарки те будут хранить ещё очень долго.


Моя задача как учителя – сплотить ребят, не выделять кого-то, а постараться перемешать их всех, чтобы дружеские связи крепли. Для этого каждые два месяца меняю их местами. 

Тамара Сергеева





ЛЁГКИЕ НА ПОДЪЁМ. По признанию Тамары Сергеевой, для неё этот учебный год в школе – первый, но 5 «Г», для которого она стала второй мамой, принял её сразу и безоговорочно:


– Я очень люблю детей, для меня важно, чтобы они меня слушали и реагировали на мои слова, и у нас с ребятами сразу возник необходимый контакт. Когда 1 сентября мы впервые увидели друг друга, кто-то из родителей сказал: «Тамара Петровна, мы очень ждали вас», и это так тронуло.


Ребята из 5-го «Г» любят ходить вместе на выставки, в цирк, посещать различные экскурсии, практически каждый из них – пионер, и их активность и желание проводить время интересно также откликается Тамаре Петровне:

– И дети, и родители очень лёгкие на подъём, а мне нравится смотреть, как мои ученики ведут себя за пределами школы. Если мы идём на выставку попугайчиков или аквариумных рыбок, я наблюдаю, как они относятся к животным, как с ними разговаривают, какие эмоции показывают. 


– А ещё мы ездили на «Партизанскую криничку», – спешат поделиться дети. – Мы участвовали в квесте на тему Великой Отечественной войны!

Пока, к сожалению, возможности выходить на экскурсии всем классом, то есть с участием ребят, которым нужен специальный транспорт, нет: кто-то успел посетить выставку с родителями, кто-то не может ехать со всеми по состоянию здоровья, – однако в будущем совместные вылазки обязательно станут возможными. Пока же ребята с удовольствием делятся впечатлениями друг с другом.

– В январе Илья болел и не посещал школу, и мы с представителями школьной администрации посетили его на дому, передали в подарок рождественских ангелов, – рассказывает Тамара Петровна. – Оказалось, у него их целая коллекция. Взяв одного ангела, Илья сразу оживился и сказал: «Уля».



Я учу детей тому, что люди с ограниченными возможностями своим примером меняют мир к лучшему.     

Тамара Сергеева


Важно, чтобы дети понимали, что капелька их внимания для кого-то может быть морем, считает классный руководитель:

– На классном часу я называла им причины, по которым люди становятся инвалидами. Некоторые не зависят от них, а некоторые – очень: от образа жизни, от внимательности, бережливого отношения к себе. Я попыталась донести до ребят, что, одарённые руками и ногами, они должны их беречь, потому что это инструменты для достижения целей. Однако, лишаясь чего-то, человек открывает новый взгляд на себя и свои возможности, о которых даже не догадывался раньше. Почему люди, у которых всё есть, не достигают таких высот, как Алексей Талай? На мой взгляд, за каждым успехом стоит большая поддержка семьи и общества, поэтому учу своих учеников бережно относиться друг к другу, помогать, дружить, сотрудничать. Они уже это делают, за что большое спасибо их замечательным родителям и начальной школе, которые вложили в них эту чуткость.

КОММЕНТАРИЙ

Заместитель директора по учебной работе Инна Рябцева:

– В нашей школе есть всё необходимое для того, чтобы дети, имеющие ограниченные возможности, чувствовали себя комфортно и могли развиваться, как их сверстники. Для удобства перемещения на улице, а также на всех четырёх этажах имеются пандусы, есть лифт, специализированные санузлы, в учебных кабинетах – поручни у доски, специальные парты, регулирующиеся по росту и с необходимой выемкой. Для подвоза детей в школу работают два автобуса: один у нас появился ещё в 2012 году, а второй – в прошлом, более комфортабельный, рассчитанный на большее количество посадочных мест. Перед школой оборудована парковка.

Дети с инвалидностью посещают те же занятия, что и все остальные. Классы, в которых они учатся, называются интегрированными, и всего у нас их 11. Мы работаем с каждым таким ребёнком по рекомендациям, которые даёт коррекционный центр, поэтому в школе имеются учитель-дефектолог, специалист по адаптивной физической культуре и другие специалисты. В каждом интегрированном классе работает воспитатель, который помогает детям с особенными потребностями передвигаться по школе, но одноклассники также учатся друг другу помогать. К старшим классам границы между ними, как правило, стираются, и ребята перестают замечать, что чем-то различаются. Понимать, что общими усилиями мы смогли воспитать их, научить бережному отношению к себе и другим, – то, к чему мы стремимся.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N