Задача – научить говорить: 19 ноября – международный день дефектолога | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Олеся Шацкая Олеся Шацкая Автор текста
Анна Пащенко Анна Пащенко Автор фото
11:00 18 Ноября 2021 Общество

Задача – научить говорить: 19 ноября – международный день дефектолога

В Гомельском городском центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации из года в год течёт своя, совершенно особенная неспешная жизнь, наполненная радостями, которые могут понять и оценить далеко не все. Первое слово, первая сказанная фраза, новое действие, которое ещё вчера казалось невозможным, а сегодня закрепляется повторением, – из всего этого складывается успех, над которым упорно трудятся дефектологи, психологи, учителя, воспитатели учреждения, чтобы помочь детям вырасти самостоятельными, счастливыми людьми. 

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ. 

Елена Божок в профессии уже больше 15-ти лет: начала работать учителем-дефектологом в одной из городских школ, продолжила в Гомельском городском центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и любит сегодня своё дело даже сильнее, чем раньше. Потому что невозможно не откликаться сердцем на детские улыбки, на маленькие и большие победы тех, кто вчера не говорил ни слова, а сегодня отвечает на вопрос предложением. Когда видишь результат своего труда и понимаешь его ценность для других, сердце говорит: «Ты на своём месте».


Однако когда я спрашиваю у Елены Григорьевны, как же у неё получается помогать детям, она загадочно улыбается и начинает издалека:

– Когда к нам обращаются родители: «Сделайте так, чтобы заговорил», мы всегда отталкиваемся от того, какие потенциалы имеются у ребёнка. Стимулировать речевую активность можно легко, если малыш понимает обращённую к нему речь, при этом часто родители думают, что раз не говорит, то, значит, по какой-то причине не хочет, а ведь бывает так, что он просто не понимает.

Обследуя ребёнка на первичных диагностико-коррекционных занятиях, специалисты центра всегда обращают внимание на то, понимает ли он их на простых, бытовых инструкциях-поручениях: «Дай, покажи, принеси». Ему задаются такие вопросы, как «Где? Куда? Откуда?» И если на этом этапе ребёнок не проявляет себя с положительной стороны, то работа начинается с элементарных действий, а уже потом подключается активная речь, через взаимодействие и игру. 

– Мы не просто сразу учим говорить, – рассказывает Елена Григорьевна. – Когда ребёнок начинает понимать «дай», «на», мы переходим на следующий этап и стараемся вызвать эти слова в процессе занятий. Это тяжёлая работа, потому что мы имеем дело с детьми раннего возраста – от года до трёх лет, – и их нужно организовать так, чтобы через игру они учились. Вот наша главная задача.

Но прежде нужно обязательно проверить, сохранны ли у ребёнка слух и зрение. По словам Елены Божок, был случай, когда родители задались вопросом, почему их малыш не говорит, если дома реагирует на бытовые шумы, – ведь это значит, что он всё слышит. Однако усиленная врачебная диагностика позволила определить, что у ребёнка тугоухость, и именно это было причиной задержки его речи.

До начала коррекционно-развивающих занятий обязательно следует проверить у ребёнка зрение, слух, особенности поведения, чтобы исключить эти факторы. И в этом помогает поэтапный характер работы, который ведётся в городе: поликлиники проводят обследования, ведь имеют в наличии сурдологический кабинет, специальную аппаратуру, с помощью которой могут проверить слух, зрение, а уже коррекционно-развивающую часть берёт на себя центр.


– Мы прекрасно сотрудничаем с центром раннего вмешательства, которой расположен на улице Советской, 57, – они тоже ведут ранних деток. И через взаимодействие учреждений: они – здравоохранение, мы – образование – проводим эту работу, – объясняет Елена Божок. – Однако бывает, что родители не дожидаются, когда их к нам направят, и приходят сами. В нынешнее время папы и мамы очень начитанные, ищут отзывы о нас в интернете, видят наши контакты в поликлиниках. Играет роль и сарафанное радио – к нам обращаются, и мы помогаем. Помимо этого, прекрасно, что с годами учителя-дефектологи появляются и в детских садах, и в школах, в дошкольных учреждениях открываются речевые группы, группы для детей с расстройствами аутистического спектра и многие другие. Это значит, что есть спрос и, что более важно, расширяется предложение, которое позволяет получить необходимую помощь всем детям, которые в этом нуждаются.

– В помощь нам, учителям-дефектологам, зеркало, которое является неотъемлемым атрибутом кабинета, – проводит небольшую экскурсию Елена Божок. – Оно обязательно имеет шторку, потому что кому-то своё отражение помогает повторять и взаимодействовать, а кого-то оно раздражает и оказывает негативное влияние на ход занятия. Также в кабинете обязательно имеется разно­уровневая мебель, ведь к нам приходят и малыши, и дети постарше. Для тех, кто имеет тяжёлые нарушения и, например, не может самостоятельно сидеть, есть ортопедический стульчик, который позволяет зафиксировать положение ребёнка, делает правильный изгиб ног. Конечно, в помощь нам все возможные пособия, но так как детки бывают настолько малы, что до картинок ещё не доросли, мы используем самые разные бросовые материалы. Как дома мама даёт малышу кастрюлю и ложку, чтобы погреметь, так и мы даём природные материалы, простые музыкальные инструменты – всё, что только может помочь.

Учитель-дефектолог Ольга Савченко использует в работе разнообразные материалы.

МАЛЕНЬКАЯ ПОБЕДА – УЖЕ ПОБЕДА. 

Сергей Соломаха работает с детьми уже 11 лет. Сперва долгое время трудился психологом, однако уже будучи специалистом Гомельского городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, прошёл переквалификацию и полностью сосредоточился на обучении, воспитании и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Правда, считает, что психология в этом нелёгком деле только помогает.

– В рамках нашего цент­ра эти должности очень близки, – рассказывает Сергей Владимирович. – Отличие, пожалуй, лишь в том, что, как дефектолог, я работаю по большей части с детьми, имеющими нарушения речи разной степени тяжести. При этом к нам порой приходят родители и говорят: «Наш ребёнок всё говорит, кроме звука “р”», хотя на деле он может вообще не произносить слов. И тут уж нужно найти подход не только к малышу, но и к его папе и маме.

Бывает и другой вариант – когда родители слишком рано начинают паниковать из-за отсутствия у ребёнка предложений в речи: «У соседки сын в два года уже стихи читает, значит, с нашим что-то не то?» – спрашивают они в большом беспокойстве.

– Нет, – объясняет Сергей Владимирович. – Важно помнить, что все дети разные, а главный показатель – ребёнок так устроен, что должен постоянно развиваться: больше понимать, проявлять интерес к окружающему миру, наращивать активный словарный запас, больше говорить. Не нужно заставлять его раньше времени учить стихи только потому, что чей-то ребёнок уже это может делать. При этом есть возрастной рубеж, после которого можно давать волю панике, но не раньше. Как правило, это три года: если ребёнок к этому времени не заговорил, значит, есть какая-то проблема и лучше подключить к работе специалиста.


Обычно занятие в кабинете учителя-дефектолога длится 25 минут, но, по мнению Сергея Соломахи, ситуация опять-таки может быть индивидуальной. Конечно, каждый специалист заранее готовится к каждому ребёнку, старается придерживаться плана, но не всегда получается ориентироваться на программу. Работа дефектолога обязывает подстраивать каждый свой шаг под состояние малыша, который пришёл за занятие, поэтому результат бывает трудно предугадать.


– Дети приходят разные, бывает, очень тяжёлые, и так получается, что каждый маленький шаг – это уже победа, – убеждён Сергей Владимирович. – Других шагов делать не получается, и тогда радуешься уже любому прогрессу, например, тому, что ребёнок сел за стол и смог выполнить задание. Как для специалиста, для меня важно не принимать близко к сердцу тяжесть нарушений, которые имеются у детей, и нацеливаться на планомерный рабочий процесс, оценивая каждый результат как победу. Только так я могу помогать другим и делать всё для них возможное.


Переходя в другой кабинет, заглядываем в ещё одну комнатку, где психолог Оксана Ривкина с семилетней Лерочкой увлечённо делают цветные оттиски на бумаге с помощью воздушного шарика. На каждый девочка реагирует заливистым смехом.

– На занятиях детей нагружают, а я как психолог работаю над обратным процессом – помогаю снимать напряжение разными способами. Самый эффективный из них – изобразительная деятельность, ведь детям очень нравится рисовать, – рассказывает Оксана Николаевна, не выпуская маленькой ладошки и успевая поставить ещё несколько отпечатков. – В моём арсенале всё, что только может предложить арт-терапия, а ещё игры с водой, мокрым и сухим песком. Это вызывает у детей необычные ощущения, поэтому тут важен даже не итог деятельности, а сам процесс – они получают эффект расслабления.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ.

Пока дети занимаются, мамы могут находиться рядом, а могут ждать в уютных холлах центра, где стоят диванчики. За какими-то дверями звучит музыка, где-то можно услышать негромкую речь и детский смех – это делают своё дело специалисты, отыскивая дорожку к сердцу каждого малыша. Неспроста мамы отмечают, как быстро удаётся сотрудникам центра вызвать интерес у детей, которые ещё вчера стеснялись и говорили лишь отдельные слова, если вообще говорили.

Ирина ждёт сынишку Марка, которому всего лишь 2,8 года, и уже то, что это второй её ребёнок, которого она привела к Елене Божок, говорит о многом:

– 12 лет назад Елена Григорьевна очень помогла моему старшему ребёнку. Только благодаря этому центру, занятиям, которые проводились, он смог быстро адаптироваться, справиться со своими проблемами, а потом пойти в школу. Сейчас у него всё хорошо. Поэтому, когда я заметила, что у Марка есть речевая задержка, то поняла, что пора идти на занятия. Я уверена в том, что ему здесь помогут: где-то расслабят, где-то обучат – и он ничем не будет отличаться от сверстников. Хоть у меня и есть опыт со старшим ребёнком, надеяться только на свои силы опрометчиво – нужно обратиться к дефектологу. Я очень довольна работой центра, специалисты проводят здесь продуктивные занятия, дарят детям очень много тепла и доброты и при этом помогают ещё и нам, родителям. Марку очень нравится здесь, и он всегда с удовольствием идёт в центр.



ФАКТ

За годы работы Елена Божок отмечает возросший интерес к профессии учителя-дефектолога, которая является одной из самых сложных и интересных. Сегодня это сборное название, которое включает в себя специализацию по разным направлениям: дефектолог – это и олигофренопедагог, который работает с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, и логопед, и тифлопедагог, и сурдопедагог. 

В Гомельском городском центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации работают разные специалисты, однако чаще помощь требуется «речевым» детям, то есть тем, которые по какой-либо причине не говорят.



Пока занятие продолжается, своей очереди ждёт четырёхлетний Лёша и прячется за маму Викторию при виде фотокамеры. Он улыбается, но показываться не спешит.

– Сын очень стеснительный, – объясняет мама. – Мы пришли в центр в сентябре, и на первом занятии Лёша вёл себя очень тихо. Но уже со второго Елена Григорьевна смогла его раскрепостить, нашла свой подход, и сын начал с ней общаться. Мой ребёнок разговаривает. Такой быстрый эффект я связываю с тем, что занятия, которые с ним проводятся тут, очень хорошие, ему нравятся. Педагоги много уделяют внимания развитию мелкой моторики рук, и дома мы тоже стараемся выполнять задания: наклеиваем наклейки, раскрашиваем так, чтобы не выйти за контур рисунка. Для меня самое главное – что моему ребёнку нравится заниматься в центре, он ходит сюда с удовольствием, и результат очень хороший.

Пока мы беседуем, из кабинета показывается Марк, которого уже очень ждут на другом занятии. Музыкальный руководитель Валентина Касим объясняет это тем, что партнёрша мальчика трёхлетняя Софья никак не может без него начать упражнение. Малыш усаживается на стульчик, берёт бубен, и вот уже из-за закрытых дверей доносится под аккомпанемент пианино:


– Мы с бубнами сидим, пальчиком одним стучим…


Мама Софьи Светлана тем временем рассказывает:

– У нас вообще очень интересная история. Получилось так, что, пока мы оформляли документы, чтобы начать заниматься в центре, дочка вдруг резко заговорила – вот такое совпадение. Она и раньше произносила какие-то отдельные слова, но так чтобы фразами – нет. И тут вдруг упала, больно ударилась и воскликнула: «Ой, это больно!» А у меня сразу столько радости: «Ты заговорила!» С тех пор у неё пошла фраза за фразой, и на занятиях в центре специалисты помогают сделать её речь более понятной, потому что пока у Софьи как будто каша во рту. Раньше я не понимала, почему дочка не говорит, ведь у неё такая живая мимика, она любит взаимодействовать с другими детьми. Обычно не говорят дети без ярко выраженной мимики, а у Софьи всё всегда можно было понять по лицу. Сейчас она стала ещё активней, посещает занятия с радостью. Я надеюсь, они только закрепят этот успех, ведь педагоги здесь – настоящие профессионалы.

Тем временем в холле около живого уголка потихоньку собираются дети: кого-то привели на занятие, кого-то, наоборот, забирают. Снующие туда-сюда рыбки в аквариуме привлекают внимание, вот и трёхлетний Артём увлекается их движением, а мы пока можем поговорить с его мамой Лилией и узнать, какой эффект оказали на него занятия в центре.


– Мой сын вообще не говорил, мог сказать буквально пару слов, и мы начали ходить сюда на занятия. Артём у меня очень активный, любит играть с детьми, это отмечают и в санаторном яслях-саду, куда он ходит.Но этим летом, я вдруг увидела скачок в его развитии. Артём начал разговаривать целыми предложениями. Моей радости не передать, – делится мама.

Директор Гомельского городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ирина Андрейчикова, проводя нас по учреждению и знакомя с педагогами, отвечает на фразу одной из смущённых мам, чей ребёнок раскапризничался на занятии: «Бенджамин Франклин как-то сказал: "Я не провалил тест, я просто нашёл 100 способов сделать его неправильно", потому что не бывает плохого результата». Если относиться к делу иначе, можно так и не увидеть то хорошее, что достигается только маленькими шагами, а в Гомельском городском центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации так не принято. Здесь каждый день идёт кропотливая работа над тем, чтобы помочь детям подняться на ступеньку выше, просто у каждого она – своя.


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N