«Мирись, а не дерись»: как желание отличиться перед сверстниками может привести к трагедии | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
15:37 14 Августа 2020 Общество

«Мирись, а не дерись»: как желание отличиться перед сверстниками может привести к трагедии

Совсем скоро мальчишки и девчонки вновь сядут за парты. И задача взрослых не только организовать учебный и воспитательный процессы, но и создать безопасные условия пребывания детей в образовательных учреждениях. Как избежать школьного травматизма, рассказала педиатр филиала № 2 Гомельской центральной городской детской клинической поликлиники Татьяна МАЛАНЧЕНКО. 

Меньше виртуального, больше реального. К сожалению, дети нередко получают травмы, и объясняется это целым рядом причин. 

– Во-первых, большую роль играют эмоционально-психологические особенности. С одной стороны, ребёнок обладает очень высокой активностью, импульсивностью, с другой — ещё не может адекватно оценить последствия своих действий и степень опасности некоторых из них для себя и окружающих, – отмечает Татьяна Михайловна. – Во-вторых, современные дети в своём большинстве недостаточно развиты физически. Сегодня ребята предпочитают проводить время за компьютером либо перед телевизором. В их распорядке дня практически нет времени для прогулок и игр на свежем воздухе, которые так необходимы для нормального физического развития. 


Чаще всего обращаются с переломами, полученными вследствие падения (с лестницы, перил, после столкновений). Причём переломы рук, точнее предплечья или ключицы, происходят в четыре-пять раз чаще, чем переломы ног.


Ещё одна причина детских травм – невнимательность взрослых. И если уж мы говорим о школьном травматизме, то речь идёт о недочётах в организации проведения уроков, нарушении правил безопасности, в том числе из-за ослабления надзора за учащимися со стороны работников.

– Большинство повреждений  – до 80 процентов – школьники получают во время перемен, – приводит цифры врач. – В коридорах после урока одномоментно скапливается большое количество детей, они бегают, выплёскивая скопившуюся за урок энергию, сталкиваются, падают — травмы неизбежны. Также возможно получить повреждение на уроках физкультуры, труда, физики или химии. Эти случаи обусловлены в основном нарушением правил безопасности.

Существует определённая зависимость между возрастом детей и количеством травм, которые они получают. 

– Чаще травмируются дети 8–10 и 14–15 лет. Дети первой возрастной группы – школьники младших классов – отличаются высокой активностью, – отмечает Татьяна Маланченко. – Это непоседы, которым трудно усидеть на месте. Они любят подвижные игры, быстро входят в азарт, бегают, прыгают, катаются на перилах. Нередко травмы получают в результате столкновения друг с другом или когда запинаются и неудачно падают.

Подростки (дети второй возрастной категории) нередко травмируются во время драк, потасовок или, к примеру, когда один ставит другому подножку, толкает, бьёт твёрдым предметом. Дети в этом возрасте уже осознают возможные последствия своих действий, но, тем не менее, пренебрегают безопасностью, совершают бездумные поступки, становясь жертвами собственной бравады и желания отличиться перед сверстниками.

Важен личный пример.

    – Хочется напомнить родителям: в профилактике детского школьного травматизма именно на вас лежит основная ответственность. Безусловно, предсказать, предвидеть то, где ребёнок может травмироваться, невозможно. Но научить его правилам поведения в общественных местах под силу любому родителю, – обращает внимание Татьяна Михайловна. – Важно объяснить, что драка – это неприемлемый способ выяснения отношений, ведь всегда можно договориться или постараться избежать конфликта. 


При необходимости родители могут поговорить на тему безопасности пребывания детей в школе с классным руководителем, поинтересоваться, какие меры профилактики школьного травматизма предусмотрены руководством, есть ли в школе медпункт. Как правило, поддержание тесного контакта с учителями всегда даёт хорошие результаты.

Важным элементом профилактики детского травматизма является и повышение уровня физического развития ребят. Сегодня можно записать ребёнка в различные спортивные секции. Абсолютным приоритетом в работе любого тренера, особенно занимающегося с детьми, является обучение технике безопасности и спортивному поведению.

– В жизни ребёнка должна присутствовать адекватная его возрасту физическая нагрузка, возможность выплёскивать постоянно накапливающуюся энергию. Направить её в мирное русло могут и сами родители, привив сыну или дочери любовь к спорту. Не нужно заставлять ребёнка – давлением можно только отпугнуть, – предупреждает специалист. – Лучше показать на личном примере. Это могут быть совместные походы в тренажёрный зал, семейные прогулки на велосипеде, зимой – катание на лыжах и коньках. Также несложно оборудовать дома детскую спортивную стенку с набором снарядов (кольца, брусья, канат, шведская стенка).

Ребёнок, занимающийся каким-либо видом спорта, не только физически крепче, но и, как правило, эмоционально более стабилен, обладает хорошей координацией, умеет группироваться при падении, лучше осознаёт степень опасности некоторых действий.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N