О сложностях и привлекательности профессии проводника | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Лукашенко Наталья Лукашенко Наталья Автор текста
12:20 02 Августа 2015 Общество

О сложностях и привлекательности профессии проводника

Профессия проводника романтична, но в то же время сложна. С одной стороны, это возможность побывать в разных городах, познакомиться с интересными людьми, а с другой – вечные разъезды и в будни, и в праздники, да и пассажиры порой попадаются совершенно непредсказуемые.

О сложностях и привлекательности профессии проводника из первых уст корреспонденты «Гомельских ведомостей» узнали, отправившись по маршруту «Гомель–Минск» с лучшей в республике бригадой проводников, которая работает на Гомельском вагонном участке Белорусской железной дороги.

Посадка

Раннее утро. Вокзал. Перрон. Толпа желающих уехать в Минск в ожидании. Поезд уже подали на платформу, но занять свои места согласно купленным билетам без проводника пассажиры пока не могут. И вот в тамбуре слышится звук открывающейся двери, виднеется сверкающе белая выглаженная рубашка, пилотка, вежливая улыбка настоящего профессионала своего дела. Тщательно протерев поручни, проводница спускается к пассажирам. Проверяет билет и указывает место в вагоне.

– Очень внимательно нужно сверить проездной документ, бывает, что пассажиры приходят и со вчерашним билетом, – рассказывает проводница Снежана Вдовенко. Несмотря на молодой возраст, она в профессии почти десять лет. Девушка любит своё дело, взаимностью ей отвечают и вежливые пассажиры, отчего трудовые будни приносят только удовольствие.

Здесь же на перроне внимательно следит за посадкой начальник поезда Лариса Крещук.

– Вы начальник поезда? – взволнованно обращается к Ларисе Степановне одна из пассажирок. – У меня электронная регистрация, а паспорт находится в посольстве. Могу ли я предоставить копию документа? 

– Нет. С копией нельзя, – объясняет Лариса Крещук. – Можете сесть в поезд с оригиналом любого документа, на котором будет ваше фото, к примеру, водительское удостоверение, студенческий билет. 

Пока шла посадка, к начальнику с подобным вопросом обратилась и компания молодых людей. Они также проходили электронную регистрацию, но в списке у проводницы  вагона их фамилий почему-то не нашлось. Оказалось, что ребята просто купили билеты онлайн, забыв отметить электронную регистрацию, поэтому попали в такую ситуацию. До отправления остаются считанные минуты, в кассе распечатать билеты молодые люди не успеют.

– У каждого начальника поезда есть в резерве четыре места, на которые я могу выписать билет, – комментирует Лариса Крещук. – Для подтверждения срочности выезда пассажира без билета нужен документ, но не в каждой ситуации он имеется, поэтому иногда приходится верить на слово. Однако у человека должна быть очень веская причина.  Просто так взять пассажира я не имею права. 

…Пять минут до отправления. Проводники проходят по своим вагонам, чтобы напомнить провожающим о скором отправлении. И, наконец, поезд, медленно скользя по рельсам, отбывает. 

В это время проводники ещё пару минут стоят у двери, пока не закончится платформа – «провожают станцию». Каждый из них смотрит, чтобы всё было в порядке, к примеру, чтобы на поручнях не повис опоздавший пассажир. Такое иногда случается, и тогда проводнику приходится дёргать стоп-кран. За это горе-пассажиру выписывают штраф, ведь его опоздание – не повод для остановки поезда.

В ночь перед отправлением

Работу проводника знает каждый, кто ездит в поездах. Казалось бы, собрал билеты, раздал постели, предложил чай, кофе и сиди себе, попивай чаёк. Однако не всё так просто. Прежде чем отправиться в путь, в нашем случае на утреннем поезде, команда проводников приходит на работу с вечера и остаётся ночевать в вагонах, чтобы подготовить их к поездке. Все 15 проводников – именно такое количество вагонов в этом рейсе в составе утреннего поезда «Гомель-Минск» – собираются на планёрку. Проводники расписываются в журналах, а начальник поезда Лариса Крещук распределяет их по вагонам, проводит инструктаж, рассказывает о нюансах предстоящего маршрута.

Около одиннадцати вечера вагоны состава проводники принимают у своих недавно прибывших коллег на станции «Гомель-Нечётный». Те после рейса должны убрать мусор в вагонах, вымыть полы и туалеты, а новые проводники – закончить уборку, поправить кресла, протереть решётки для багажа. Зимой надо ещё и подбрасывать уголь в котёл для поддержания тепла в вагоне.  Когда всё сделано, – а справиться с делами обычно получается только к часу ночи, а то и позже – можно немножко вздремнуть. За вагоном будет наблюдать напарник из соседнего, после проводники сменят друг друга. Да какой там сон. Не успеешь сомкнуть глаза, как разбудит маневровый локомотив, который дёргает вагоны и начинает их тащить на вокзал. 

В пути

«Проведя перрон» без происшествий, Снежана Вдовенко возвращается в свой СВ, быстро заполняет бланк учёта, где фиксируются данные о количестве пассажиров. Затем проводница проверяет билеты, раздаёт постельное бельё и кофе, чай по просьбе пассажиров. Людей в вагоне немного. С работой девушка справляется быстро и возвращается в своё купе.  

– Обязанность проводника  – не только забрать билеты и раздать кофе, но и обеспечить безопасный проезд и комфорт каждого из пассажиров, – рассказывает проводница. – Много вопросов обычно возникает про телевизор в купе. Интересуются, что будем смотреть. 

Важной обязанностью проводника является и контроль за тем, чтобы пассажир не пропустил свою станцию. Вовремя предупредить и, если нужно, разбудить. 

Нелегка профессия тем, что трудиться приходится по несколько суток. А рабочие дни по графику попадают и в будни, и в выходные.  Нестандартный график работы вполне устраивает нашу собеседницу, несмотря на то, что в дороге приходится встречать праздники.  

– В этом году мы практически все праздничные даты отметили в рейсе. И Новый год, и 9 Мая, и День Независимости, – продолжает проводница. – Новый год, кстати, встретили практически под фейерверки, прибывая на вокзал в Гомель. Начальник поезда всех поздравила по внутренней связи, мы обменялись поздравлениями с коллегами и считанными пассажирами этого рейса. 

Профессия проводника даёт возможность побывать в разных городах, встретить интересных людей, завести новых друзей. 

Специфика работы в зависимости от вагона в целом не отличается. Все проводники во время следования обеспечивают комфорт пассажирам, следят за порядком и дисциплиной в вагонах. 

– Теперь у нас очень строго с курильщиками, – замечает Лариса Крещук. – Начальник поезда имеет право выписать штраф за курение в тамбуре. 

Некоторые всё же умудряются незаметно подымить. Как говорится: не пойман, не вор, а отвечать за горе-пассажиров перед начальником приходится проводнику.  

Женщины или мужчины

В качестве проводника нам привычнее видеть женщину. Но и мужчины в этой профессии вовсе не редкость. 

– Вполне нормально на проводника мужчину реагируют пассажиры, – убеждает проводник первого вагона Владислав Кравченко. – Думаю, с мужчиной в вагоне пассажиры даже чувствуют себя более защищённо, при этом в плане обслуживания они ничего не потеряют. 

Да и что касается мужской силы, то в профессии она очень даже нужна, особенно зимой, когда в поезде приходится открыть примёрзшую дверь, нарубить дров или отбить тормозную колодку. Коллеги помогают друг другу и выручают в разных ситуациях. Бригада как одна большая семья. За время работы у каждого из команды выработалась своя методика общения с пассажирами. Каждый проводник за годы работы становится отличным психологом и чувствует, как себя нужно вести с пассажирами, чтобы всем было спокойно. 

В любом случае минуя все казусы в дороге, каждый проводник помнит основное правило: пассажир всегда прав. 

Прибытие

…Подъезжаем к столице. Примерно за полчаса до приезда проводник предупреждает о санитарной зоне, раздаёт билеты пассажирам. 

Поезд без опозданий прибывает на конечную станцию. В тамбуре и в вагоне уже скопилась очередь из желающих побыстрее сойти. Но раньше проводника всё равно никто этого не сделает. Он выходит первым, вытирает от пыли поручни и помогает спуститься остальным.

– Помочь пассажиру выйти из вагона, подать руку женщине, помочь снять сумку, попрощаться с каждым пассажиром тоже наша обязанность, – поясняет проводник вагона № 4 Андрей Шевцов. – Ответная вежливость пассажира – это показатель того, что ты выполнил свою работу хорошо. 

*  *  *

После прибытия в Минск поезд остаётся на вокзале. Примерно через пять часов он  отправится обратно в Гомель. И снова по той же схеме проводники будут обеспечивать пассажирам комфорт в дороге.

Прибыв поздно вечером в Гомель, бригада, наведя порядок в вагонах, вздремнёт несколько часов, сменяя друг друга, а ранним утром опять отправится в путь по тому же маршруту. И домой вернётся только ночью.

По окончании смены каждый из них сдаёт форму и вырученные деньги. И сразу же узнаёт о следующей поездке. Значит, скоро снова собирать чемодан и уезжать из дома на пару дней, а то и больше. 


Автор фото: Ирина Чернявская

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N