Рейд по выявлению нелегальных таксистов в Гомеле | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Елена Байдан Елена Байдан Автор текста
15:40 17 Октября 2014 Общество

Рейд по выявлению нелегальных таксистов в Гомеле

Они могут съесть деньги, симулируют приступы, молят о пощаде и звонят влиятельным знакомым. На что ещё способны «бомбилы», журналистка «ГВ» узнала, побывав в рейде по выявлению нелегальных таксистов. 
 
 
Нервы сдают, давление зашкаливает
 
 
Проводить внеплановую операцию предстоит совместными усилиями сотрудников подразделений ИМНС Республики Беларусь по Центральному району Гомеля и ОБЭП Гомельского ОВД на транспорте. Перед рейдом участники контрольного мероприятия оговаривают места дислокации нелегальных извозчиков, куда стоит нанести визит. Тактика действий опытных сотрудников, как правило, уже отработана. Однако не избежать внештатных ситуаций, когда приходится принимать решение молниеносно.  
 
 
– Рассчитываться за услугу необходимо несколькими купюрами, – напоминает лейтенант милиции Геннадий. – Иначе, чтобы скрыть улики, предприимчивые таксисты на глазах сотрудников съедают деньги. 
 
 
По словам налоговиков, в состоянии шока действия человека непредсказуемы. У кого-то нервы сдают, у кого-то давление зашкаливает. Но при появлении скорой помощи нарушители закона немедленно выздоравливают. 
 
 
При выявлении нелегалов не избежать сложностей и с узнаваемой внешностью сотрудников, участвующих в контрольных мероприятиях. Многие, признав налоговика в лицо, в оказании услуг с добродушной улыбкой ему отказывают. 
 
 
Понедельник – день тяжёлый 
 
 
Решено направиться на «хлебное» место гомельских нелегалов – Привокзальную площадь. Именно здесь незаконно работающие извозчики кооперируются и обслуживают пассажиров в порядке очереди. 
 
 
Опытные сотрудники, окидывая беглым взглядом поле нелегальной деятельности таксистов, подмечают: понедельник даже для «бомбил», видимо, день тяжёлый. На пути следования попадаются лишь автомобили, укомплектованные таксистской атрибутикой: наклейками на бортах, плафонами на крышах, жёлтыми номерами. Здесь же, напротив остановки, – машина, на крыше которой красуется только блёкло горящий плафон. 
 
 
– Нелегалов сразу же выдаёт отсутствие жёлтых номеров, – подмечает старший государственный налоговый инспектор Екатерина, знающая о таксистских уловках непонаслышке. – Да и плафоны у них, как правило, горят неярко.
 
 
Именно ей вместе с прапорщиком милиции Дмитрием предстоит участвовать в контрольной закупке. Недолго раздумывая, они подходят к потенциальному нелегалу. 
 
 
– До Сельмаша подвезёшь? – интересуются пассажиры. 
 
 
– Не могу отлучиться, жду человека, – отговаривается мужчина, недоверчиво посмотрев на незнакомцев.
 
 
По словам Екатерины, шестое чувство и намётанный глаз «бомбил» зачастую срабатывают безотказно, и двери автомобиля перед нежданными пассажирами не распахнут.
 
 
«Зеленоглазое такси, притормози…» 
 
 
20.30, микрорайон Сельмашевский. Возле шоссе припарковался нелегал с зелёным плафоном на крыше автомобиля. Креативная расцветка для клиентов видна за версту. Правда, липовый знак то появляется, то исчезает. Проделываемый водителем фокус, видимо, технически отработан до совершенства. 
 
 
– За сколько подвезёте до вокзала? – спрашивает Дмитрий.
 
 
– 60 тысяч, – называет цену таксист, сразу же соглашаясь отправиться до места назначения. 
 
 
Водитель выглядит напряжённым, на вопросы отвечает односложно. Вымышленным пассажирам приходится изображать влюблённую пару, непринуждённо беседующую о предстоящей поездке за пределы страны. 
 
 
Нелегал решает: если уж везти, то в условиях сервисности. Включает радио, из динамиков доносятся слова известной песни «…зеленоглазое такси, притормози, притормози…» К концу последнего куплета мужчина глушит двигатель. Прапорщик милиции Дмитрий рассчитывается и показывает удостоверение: 
 
 
– ОБЭП Гомельского ОВД на транспорте. Контрольная закупка. 
 
 
Ошеломлённый мужчина как в рот воды набрал, на происходящее не реагирует, да и деньги, судя по суровому выражению лица, отдавать не собирается. После минуты молчания умоляющим голосом он вспоминает о смягчающих обстоятельствах. Мол, из-за сложившегося тяжёлого материального положения на родном предприятии заработная плата у него небольшая. А выручка за две недели таксования по теневой дороге составила всего 150 тысяч рублей. 
 
 
– У меня дочь на иждивении, – не унимается водитель. – Моя зарплата – 2,5 миллиона рублей. 
 
 
– На кого оформлен автомобиль? – интересуются участники рейда. 
 
 
– На сестру. 
 
 
Как выяснилось, владелица автомобиля ценой в 4 тысячи долларов США работает на том же предприятии, что и брат. Сколотив теневой семейный тандем, никто из родственников дополнительным доходом обделён не был.  
 
 
Когда мужчина понял, что над ним нависла угроза ареста автомобиля, он опять обрушил шквал аргументов, почему ему пришлось преступить черту закона. 
 
 
– Если б «жигуль» был, то не жалко было бы отдавать… Машина немалых денег стоит, – сокрушается извозчик. 
 
 
На совет зарегистрироваться как ИП таксист отвечает: денег на данную процедуру нет. После оформления документов на арест автомобиля и для назначения штрафа мужчину отпускают. 
 
 
– А вы куда сейчас едете? – вкрадчивым голосом спрашивает он у налоговиков, пытаясь выяснить, продолжится ли облава на нелегальных таксистов. 
 
 
– А вы? 
 
 
– Я, наверное, теперь домой поеду… 
 
 
Сарафанное радио 
 
 
Как правило, после отлова первого нелегала выявить незаконных извозчиков становится сложнее. Пойманные сразу же сообщают коллегам о внеплановой проверке. 
 
 
– Бывает, что уже в присутствии сотрудников отзваниваются, – рассказывает Екатерина. – Сарафанное радио работает безотказно, прибегают даже к попыткам сфотографировать нас на мобильный телефон. 
 
 
Не успела налоговый инспектор произнести последнюю фразу, как из-за угла жилого дома, где участники рейда находились, в темноте засверкали блики от фотовспышки…
 
 
По высшему разряду
 
 
23.00, гостиница «Турист». Возле обочины машина с шашечками и белыми номерами. Водитель не скучает: в салоне, кроме него, две девушки. 
 
 
Пигалицы в мини-юбках ярких расцветок и на шпильках ведут развязный разговор с таксистом. Обе подшофе. При появлении пассажиров их спутник, сидящий за рулём, просит милых дам освободить салон. Брюнетки, присев на мусорный контейнер, остаются ждать его возвращения, махая вслед и провожая томным взглядом.
 
 
Нелегал чувствует себя спокойно. На дороге не лихачит, но включает музыку так громко, что уши закладывает. Поездка «по высшему разряду» обходится в полтинник.
 
 
После сообщения о контрольной закупке водитель паниковать не собирается. 
 
 
– Может, уладим ситуацию. У меня много влиятельных знакомых, – пытается выкрутиться мужчина, дозваниваясь по мобильному телефону, наверное, кому-то из таковых.  
 
 
Однако сыпать фамилиями своих приятелей правонарушитель не спешит. Да и телефонные переговоры удачей для него не завершаются.
 
 
– Давно незаконно таксуешь? 
 
 
– Было время, когда работал легально, теперь лицензии и регистрации нет. 
 
 
По законам жанра водитель от метода психологического нападения переходит к излюбленной для его братии тактике: начинает молить о смягчении наказания, ведь ранее не привлекался. С его собственным автомобилем за 7 тысяч долларов расставаться не хочет. Да и штраф, который придётся уплатить, его тоже не радует. 
 
 
К полуночи после оформления всех необходимых документов и их внимательного прочтения мужчина нервно закурил и клятвенно обещал сотрудникам налоговой и милиции черту закона больше не преступать. 
 
 
* * * 
 
 
По мнению начальника отдела оперативных контрольных мероприятий ИМНС Республики Беларусь по Центральному району Гомеля Юрия Кацубы, эффективно бороться с незаконными извозчиками необходимо не только путём применения мер административной ответственности.
 
 
– Проблема нелегального извоза решаема. Но, как правило, одних усилий налоговиков и милиции в этом деле недостаточно. Большую роль играет сознательность граждан, которые пользуются услугами нелегальных извозчиков, – констатирует он. – С начала 2014 года сотрудниками ИМНС Республики Беларусь по Центральному району Гомеля выявлено 11 неофициально работающих таксистов, которые понесли штраф на общую сумму 29 миллионов рублей. Всего у них было арестовано автомобильных средств на 636 миллионов рублей. Если же нелегал попал в поле зрения налоговиков дважды, то есть вероятность того, что автомобиль по решению суда у него будет конфискован в счёт государства.
 
 
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N