Только в Беларуси: мастер-класс по сожской скани прошёл в Гомеле | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Наталья Мбакпуо Наталья Мбакпуо Автор текста
Анна Пащенко Анна Пащенко Автор фото
11:14 29 Сентября 2022 Культура

Только в Беларуси: мастер-класс по сожской скани прошёл в Гомеле

Во все времена изделия, созданные руками мастеров, ценились и пользовались особой популярностью. Так происходит и сегодня: во всём мире рукотворные предметы, созданные с любовью, обладают особой ценностью. И во всём разнообразии видов декоративно-прикладного искусства удивительно то, что до сих пор находятся уникальные техники, в которых работают художники. С одной из них – сожской сканью – смогли поближе познакомиться участники мастер-класса, который прошёл в Гомельском городском центре инклюзивной культуры.


В конце прошлого века в Беларуси появилась уникальная школа. В то время российские мастера создавали скань из тонкой серебряной или золотой проволоки. В этой технике изготавливались женские украшения, блюда, потиры, скульптуры. А в нашей стране появилась деревянная скань. Особая техника, в которой из стружки разных пород дерева мастера с помощью пинцета укладывают на поверхности шкатулок или блюд византийские узоры, геральдические знаки, символы нашей страны и многое другое.

Более 30 лет назад гомельский мастер Владимир Цекунов увидел на окладе иконы завиточки и понял, что это обыкновенная стружка. Он придумал станок для снятия деревянной стружки ровной тесьмой и с помощью пинцета стал укладывать её на торец. Так получились узоры на шкатулках и панно. В дальнейшем появилась объёмная скань: мастера создавали яйца, кресты, кареты и даже иконы.


Это направление прикладного искусства существует только в Беларуси и владеют им всего несколько человек, но работы мастерской преподносились нашим Правительством Папе Римскому, Патриарху Московскому и Всея Руси, Английской королеве, главам многих государств.

Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения к культурно-исторической памяти: «Сожская скань». Этот мастер-класс, несомненно, оправдал своё название. Участники смогли познакомиться с особенностями работы со стружкой, использовать специальные инструменты, а также создать свои собственные произведения в эксклюзивной технике.



Ведущий методист филиала «Городской методический центр» Городского центра культуры Светлана Туманова рассказывает:

– К Году исторической памяти все учреждения культуры готовят свои мероприятия. Мы подготовили мастер-класс и хотим рассказать, что сегодня мастеров сожской скани очень мало, и это единственное направление в Беларуси, которое не имеет аналогов в мире. Буквально около 10-ти мастеров у нас, которые работают в этой технике. Это в основном наши гомельские мастера, двое из них сегодня у нас присутствуют. Это Александр Рубанов и Михаил Лизагуб. Люди должны знать о том, что есть такой вид прикладного искусства, что он развивается.


Светлана Туманова также поделилась, что в данный момент готовятся документы, чтобы скань вошла в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Александр Рубанов рассказал о том, что в работе с деревом разных пород есть свои особенности. А ещё, согласно славянским Ведам, каждому человеку от рождения соответствует своё дерево. И если человек подержит в руках изделие, созданное из его дерева, он почувствует тепло, исходящее от него. Ольха, акация, клён, осина, каштан – Александр Анатольевич использует знакомые нам породы деревьев для своих работ. Оклад иконы «Неопалимая купина» был сделан автором из стружки, которую он нарезал вручную. Это особенная икона для мастера, которую он оставил для себя.


Неслучайно состоявшимся мастером называют человека, который смог передать свои знания ученикам. И таким мастером можно назвать Михаила Лизагуба, который работает учителем труда гимназии № 51. Одной из проблем современных мастеров, желающих освоить технику сожской скани, является отсутствие специальных станков для изготовления стружки. И многие работают, создавая стружку вручную, что, конечно, намного сложнее и занимает больше времени в процессе. Самому Михаилу Алексеевичу посчастливилось работать со станком. Однако в любом случае, стружка – это лишь заготовки, основной труд – ручной, сложный и кропотливый. Но результат восхищает. Великолепное деревянное кружево заставляет замереть в восторге. Как такая тонкая работа может быть выполнена из, казалось бы, довольно грубого материала? Основной своей целью Михаил Лизагуб видит передачу уникальной техники сожской скани ученикам. Мастер уверен, эта техника должна быть сохранена и распространена не только по Беларуси, но и по всему миру.
















Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N