И Баха можно сыграть, и «Пиратов Карибского моря»: посмотрите, как в детской музыкальной школе искусств № 1 имени П. И. Чайковского профессионально обучают игре на гармони | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
Анна Пащенко Анна Пащенко Автор фото
11:00 27 Июня 2022 Культура

И Баха можно сыграть, и «Пиратов Карибского моря»: посмотрите, как в детской музыкальной школе искусств № 1 имени П. И. Чайковского профессионально обучают игре на гармони

На баяне или аккордеоне учат играть едва ли не в каждой музыкальной школе, а вот на гармошке почему-то нет. Когда три года назад Андрей Федяй попробовал возродить это направление – создать класс гармонистов – на занятие к нему пришли всего трое мальчишек. Но мы-то знаем, что нет ничего невозможного. Сегодня у молодого педагога детской музыкальной школы искусств № 1 имени П. И. Чайковского уже десять учеников, а класс, в котором обучают профессионально играть на гармони, единственный в нашей республике. 

«Учителя ругали, но я не слушал». 

С чего всё началось? Конечно же, с любви. Маленькому мальчику из Лоева мама купила гармошку. В неё-то он и влюбился, причём беззаветно и навсегда.  

– Дед играл на этом инструменте, дяди… В детстве я слышал гармонь на любом празднике. И когда появилась своя собственная, начал на слух подбирать мелодии, – вспоминает Андрей Федяй. – Потом пошёл в музыкальную школу. Правда, гармошки там не было, только баян. Делать нечего – стал баянистом, но параллельно играл на своей любимице. Учителя ругали, даже запрещали, потому что другая система. Говорили, буду «ломаться», отвлекаться от баяна и в итоге вообще ничего не получится. Но я не слушал, гармошку свою не бросал, – смеётся педагог. 

Окончив музыкальную школу, парень поступил в Гомельский государственный колледж искусств имени Н. Ф. Соколовского. Во время учёбы Андрей Федяй попробовал работать с самодеятельными коллективами и играть на гармони уже серьёзные вещи. Благодаря чему и начал выступать на различных фестивалях. На одном из творческих конкурсов музыкант занял первое место. Следующим этапом развития стало поступление в гомельский филиал Белорусской государственной академии музыки. 

– Личной профессиональной гармони у меня тогда не было. Играл на старенькой школьной. Правда, она мастеровая: нет ничего заводского, всё сделано руками мастера, – педагог демонстрирует нам модель. – С ней я и отправился на первый всероссийский конкурс «Символы национальной культуры», куда меня пригласил преподаватель академии музыки имени Гнесиных, мой знакомый Павел Уханов. Приехал, а там ребята с такими гармошками! Слов нет! Стыдно со своей выходить… 

Тогда всё тот же Павел Уханов дал нашему герою другую гармонь, поновее. И что бы вы думали? С незнакомым инструментом Андрей Федяй занял первое место! Его игру оценил сам Евгений Дербенко, который поднял гармонь в России на совершенно новый уровень. После такой серьёзной победы больше тянуть было нельзя: музыкант отправился за собственной профессиональной гармошкой. 

– Стоила она, конечно, бешеных денег. Естественно, у меня столько не было, – смеётся собеседник. – Я продал свои баяны, чуть-чуть доложил и заказал красавицу на знаменитой тульской фабрике. Целый год её ждал! Теперь с ней не расстаюсь: в машине всегда на заднем сиденье лежит. 


  • Свою профессиональную гармошку Андрей Федяй заказывал на тульской фабрике. Как говорится, пришлось, раскошелиться. За такую сумму можно было бы купить машину, причём не самую плохую. Сейчас такая гармонь стоит порядка 450 000–500 000 российских рублей.


Номинация есть, а гармонистов нет. 

Конечно, собственный профессиональный инструмент открывал уже совсем другие горизонты: музыкант стал ездить с концертами по всей стране, принимать участие во всевозможных конкурсах, в том числе и международных. И каждый раз артист наблюдал одну и ту же картину: номинация «Гармонь» есть, а гармонистов нет. 

– У меня засело это в голове. Как же так? – искренне негодует педагог. – Подумал, нужно открыть класс. Но вроде это нереально… В общем, вынашивал я эту идею несколько лет. А потом всё же подошёл к директору. Подумал, если ничего не получится, просто переведём ребят на баян. 

Но Сергей Салыгов, руководивший тогда учреждением, дал зелёный свет. Единственное, что смущало, – это отсутствие программы обучения на гармони. Правда здесь на помощь пришли коллеги из России. И в 2019 году на свой страх и риск в школе создали класс гармонистов. Учеников было всего трое. И все мальчишки. 

– Сейчас ребята уже заканчивают третий год обучения, – с гордостью говорит педагог. – Сдают контрольные уроки, играют академические концерты. В настоящее время у меня занимаются уже десять учеников. Есть и две девочки, которые прекрасно вписались в наш мужской коллектив. Лиза ещё очень маленькая, ей физически тяжеловато держать гармошку, но она очень старается. А вот Полина делает большие успехи: за первый год освоила программу второго класса. 

Вдохновение – это, конечно, замечательно, но от бюрократических моментов никуда не деться. Чтобы преподавать игру на гармони, должен быть соответствующий диплом. Поэтому Андрею Федяю, имеющему высшее профессиональное образование баяниста, всё же пришлось пройти дополнительное обучение. Он отучился в колледже искусств имени А. С. Даргомыжского в Туле, успешно сдал экзамен и в июне прошлого года получил ту самую корочку. Теперь планы у педагога самые амбициозные.

– Хочу открыть класс гармонистов ещё и в колледже Соколовского, – с сияющими глазами признаётся музыкант. – Чтобы в обучении не было пробелов. Знаете, есть ребята, которые не слишком преуспевают в обычной школе, но раскрываются в музыкальной. Возможно, они захотят связать свою жизнь с музыкой. Поэтому было бы здорово пойти сперва в колледж. Высшее же образование по классу «Гармонь» можно получить в российских учреждениях. 


  • В какой-то степени чувствую себя первопроходцем. Когда у нас с детьми академические концерты, учителя сами удивляются, как здорово и необычно звучат знакомые мелодии на гармошке. Андрей Федяй

Голосистые «Чайки». 

Мир принадлежит мечтателям, потому что лишь они не боятся неудач и искренне верят в то, что делают. Но сложностей действительно хватает. Для практики необходим хороший инструмент, а таких в школе только два экземпляра. Причём одну гармонь педагог отремонтировал своими силами, облегчил клавиатуру и отдал ученику заниматься дома. Вторая же – та самая мастеровая – старушка, с которой Андрей Федяй ездил на всероссийский конкурс. 

– Детям удобнее всего играть на гармошках «Чайка». Они и компактные, и голосистые, – поясняет педагог. – Поэтому в интернете ищу объявления об их продаже. Если попадается что-то толковое, приезжаю на дом, разбираю, осматриваю. Хорошее состояние – значит, забираем. Стоит «Чайка» в принципе недорого, 100–150 белорусских рублей. Поэтому родители учеников могут позволить себе приобрести гармонь. Так потихонечку и закупаемся инструментом. Возможно, в дальнейшем даже получится создать ансамбль гармонистов.

К слову, у гармошек есть свои особенности. Визуально они выглядят одинаково, но в плане звучания отличаются довольно сильно – разные тональности. 

– Когда берёшь ноту до на фортепиано, то во всём мире она одинаковая. А на гармошке она может звучать как ре, – отмечает Андрей Федяй. – То есть в соотношении со стандартной тональностью, если можно так сказать, гармони не похожи друг на друга. 

Впрочем, как и ученики. Все ребята разные: кто-то горит и очень заинтересован, кто-то наоборот – ленится, не без этого. Но педагог уверен: направление это нужно развивать.

– В Беларуси нет школ, в которых бы профессионально обучали играть на гармони. Поэтому мне хочется набрать ещё больше воспитанников. Да, где-то придётся нелегко, но будем стараться, – улыбается собеседник. – Вот сейчас у меня уже даже есть подгруппа, в которую ходят двое дошколят. Мальчишки уже играют по две пьесы и в сентябре поступят в первый класс. 

Не поверите, один из учеников пришёл в пять с половиной лет. Причём, что удивительно, сам захотел играть на гармошке. Педагог, конечно же, не отказал. Подложил под ножки малыша две дощечки, чтобы тому было повыше, и ремешки сделал максимально короткие. На спине их держит специальная перемычка. В общем, вот так дошколёнок и учится. Чего только ни сделаешь ради искусства?


  • ФАКТ. Гармошка весит примерно четыре–пять килограммов.


  • Знакомьтесь с юными гармонистами: Максим Куницын, Полина Самойленко и Максим Баранов.

В стиле хард-рок. 

Сложно ли укротить гармошку? Педагог уверяет, что нет. 

– На самом деле система очень простая. В правой руке два ряда, и в левой – три. Клавиатура состоит только из диатонической гаммы, нет дополнительных клавиш, как на аккордеоне, – объясняет учитель. – Детям сложно запомнить диезы и бемоли, а здесь поставил пальцы – и играй. 

Несмотря на всю эту простоту, на гармони можно исполнить всё что угодно. Особенно на профессиональной хроматической, где добавлены две «чёрные» клавиши.

– И Баха, и Генделя – на таком инструменте всю классику можно отыграть. Здорово звучат джазовые вещи, – рассказывает Андрей Федяй. – А ещё есть пьеса в стиле хард-рок. Когда исполняешь её на гармони, кажется немного необычно, но если играешь в составе ансамбля, где есть электрогитара, то, поверьте, звучание совсем другое, воспринимается как настоящий «металл». Сочетание гармонии и электрогитары кажется невероятным, даже невозможным, но получается великолепно. 


Более того на профессиональной гармони есть регистры: переключаешь – и инструмент приближается к звучанию органа или фагота, к примеру. 

– Люди привыкли, что под гармошку только частушки поют, а когда я заиграл органную музыку, все были в шоке, – смеётся артист. – Включаешь регистр фагота – и, пожалуйста, вот вам танго. Знаете, этот инструмент стал поистине универсальным. Вот такая она, многоликая гармонь.


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N