Гомельский политех - вперёд и вверх! | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Наталья  Рудева Наталья Рудева Автор текста
10:20 10 Октября 2023 Образование

Гомельский политех - вперёд и вверх!

Высшее учебное заведение, основанное в 1968 году, получившее имя выдающегося авиаконструктора Павла Сухого, пришло к возрасту по меркам человеческим зрелому. И хотя в сравнении со старейшими мировыми образовательными центрами Гомельский государственный технический университет ещё молод, но это скорее преимущество. Ведь молодость полна сил, энергии, возможностей роста. О перспективах образовательных процессов и людях, для которых политех стал учебной  и профессиональной стезёй, этот материал.


Уважаемые коллеги, ветераны труда!


55-летие для Гомельского государственного технического университета имени П. О. Сухого, нашего политеха, – это не просто юбилей. Это праздник коллектива единомышленников, работников и ветеранов университета, студентов и аспирантов, друзей и парт­нёров, всех, кому дорог наш политех, кто душой и делом содействует его развитию и процветанию. Дорогие друзья, от души желаю вам всем здоровья, творческой энергии, новых профессиональных успехов. Вперёд и вверх!

Артур Путято, ректор ГГТУ имени П. О. Сухого




В кадровую линейку – новые специальности.



Первый проректор Олег Асенчик отмечает безусловную уникальность университета по набору специальностей.

– В регионе по нашим специальностям студентов не готовит практически никто, – говорит он. – Мы закрываем потребность в инженерных кад­рах для машиностроения, энергетики, металлургии, нефтяной разработки, автоматизации, электроники, информационных технологий, в некоторой степени для экономики. Именно насущная необходимость в подготовке кадров и послужила основным фактором создания и развития технического многопрофильного вуза на Гомельщине. Чтобы успешно конкурировать за абитуриента, мы постоянно расширяем сферу предложения инженерных специальностей, представляя в кадровой линейке новые востребованные профессии.

Олег Асенчик называет обстоятельства, которые подтолкнули к такой диверсификации. Это и возросшие потребности реального сектора экономики, и заинтересованность самих абитуриентов.

– С 2000 года мы ввели не менее 10 новых специальностей на различных факультетах. На механико-технологическом факультете по популярности лидируют специальности, связанные с производством изделий на основе трёхмерных технологий и из композиционных материалов, металлов и полимеров. Факультет автоматизированных информационных систем вот уже 15 лет переживает бум востребованности среди абитуриентов и работодателей. Интересная специальность на гуманитарно-­экономическом факультете «Управление дизайн-проектами» открылась два года назад. Она не преподавалась ранее в регионе на уровне высшего образования и сразу же вызвала живой интерес. Первый выпуск покажет необходимость этих специалистов в современных условиях.



В гармонии с образованностью. 

Как замечает Олег Асенчик, не только одними учебными процессами живёт вуз. Как указано в миссии университета, «подготовка специалистов осуществляется путём гармоничного развития личности на основе духовно-нравственных, национальных традиций и ценностей». Какие качества стремятся прививать студентам в стенах политеха?

– Помимо огромного пласта культурной, спортивной, общественной, воспитательной работы, которая проводится и студентами, и преподавателями, необходимо отметить один небольшой, но важный, на мой взгляд, момент, проработка которого поможет будущим технарям найти своё место в профессиональной среде, – поясняет Олег Данилович. – Инженеры, они, как правило, неразговорчивы. Зато хорошо могут рассчитывать схемы, писать программы, но при этом, погружаясь в свою техническую сферу, нередко отстают в коммуникативных навыках. Взять хотя бы первый шаг – приём на работу. Молчун и говорливый одинаково хороши в образовании, но кого выберет работодатель, стремясь как можно больше узнать о новом работнике? В развитии подобных компетенций, налаживании межличностных связей мы, преподаватели, также видим свою задачу.



Золотой фонд преподавательского состава.

Прогресс в образовательном процессе ГГТУ трудно представить без качественного преподавательского состава. Среди педагогов, как подчёркивает Олег Асенчик, есть немало и молодых талантливых, и умудрённых опытом, заслуженных представителей научной элиты.

– На торжествах по случаю 55-летия университета четверо преподавателей были награждены званием «Почётный работник ГГТУ имени Сухого». Cтаж работы каждого из них составляет не менее 45 лет, – говорит первый проректор.

Такие люди являются носителями университетской истории. Лев Великович, преподаватель факультета автоматизированных систем, в своей «Политехнической биографии» делится воспоминаниями: «Институт превратился в единое целое, в дружную семью, у которой было единственное желание – стать университетом, и – ура! – желание осуществилось. В 1995 г. Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь институту было присвоено имя выдающегося авиаконструктора Павла Осиповича Сухого. Поэтому в 1998 году мы стали называться Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого.Это словосочетание звучало для нас как волшебная музыка».

В состав ГГТУ имени П. О. Сухого входят 6 факультетов, где работают 20 кафедр, институт повышения квалификации и переподготовки, научно-исследовательские и другие подразделения.


Инженерные классы будущего.



Начальник отдела довузовской подготовки Сергей Юрис отмечает, что в новом учебном году в Гомельской области создана сеть профильных классов и групп инженерной направленности, куда входят 28 школ и 245 учащихся.

– Цель таких классов в выстраивании связей между школой, университетом и производством. Университету при этом принадлежит координирующая роль, – подчёркивает Сергей Юрис. – Факультатив «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию» помогает ученикам школ почувствовать себя студентами: слушать лекции преподавателей университета, принимать участие в тематических мастер-классах. Кроме того, учащиеся инженерных классов выполняют научно-исследовательские проекты. Площадкой для реализации их потенциала является региональная конференция «Техника и транспорт – взгляд молодёжи на прошлое, настоящее, будущее». В марте 2024 года её новые участники и опытные учителя-руководители встретятся в стенах университета, чтобы представить результаты технико-­технологических разработок. Как говорит Сергей Юрис, двери ГГТУ всегда открыты для школьных профориентационных экскурсий.




Точки роста – в реальном секторе экономики. 

В тесной связи с реальным сектором экономики видит Олег Асенчик перспективу развития университета:

– Чем успешнее мы будем взаимодействовать и при подготовке кадров, и в проведении научных исследований с реальным сектором экономики, тем успешнее будем развиваться. Исходя из актуальных требований нанимателей, будем открывать для абитуриентов новые специальности, проводить инновационные научные изыскания. Это будет полезно и для студентов, и для преподавателей, и для нанимателей из различных сфер.

Наука – это и для души.



Григорий Петришин, декан машиностроительного факультета, описывает свою карьеру как классическую. Учился в «Школе будущего инженера» при вузе, поступил в 1996 году на факультет машиностроения, закончил его и остался там же работать, чтобы через годы возглавить.

– Есть в работе инженера-­механика огромный плюс, – говорит декан. – Сразу видишь результат своей работы. Детали можно пощупать, самому что-то изобрести, тут же сделать, убедиться, что конструкция работает.

В 2001 году выпускник с красным дипломом остался при магистратуре ГГТУ.

– Тогда это была никому неизвестная форма обучения, не знали, в каком виде выдавать диплом магистра, – улыбается Григорий Петришин. – Он у меня был под № 3.

Тернистый путь молодого аспиранта завершился рекордно быстрой, всего за год, защитой диссертации.

– Наука – это для души, – описывает отношение к ней Григорий Петришин и считает самым важным, что он сделал для факультета, – создание лаборатории упрочняющих и восстанавливающих технологий. Там он со студентами занимается разработками и внедрением защитных покрытий металла, чтобы восстанавливать изношенные слои либо наносить новые, с более прочными, разнообразными свойствами. Сейчас в лаборатории применяются технологии узконаправленные, под конкретные функциональные запросы – покрытия могут быть антикоррозийными, абразивными, изолирующими, полимерными. Последние два года используется лазерная обработка.

– За счёт лаборатории машиностроительный факультет в лидерах по объёму выполняемых работ для промышленных компаний региона. Среди них такие заказчики, как «Белоруснефть», «Гомсельмаш», выходим также на российский рынок, – говорит декан.


Игорь Одарченко от студенчества в ГГТУ прошёл по всем ступеням роста к должности декана механико-технологического факультета: преподаватель-стажёр, ассистент, преподаватель, заместитель декана.

– Высшая школа не стоит на месте, модернизируется, и сейчас мы готовим студентов по новым специальностям, – рассказывает Игорь Одарченко. – Пять лет назад мы открыли подготовку по флагманской специальности «Производство изделий на основе трёхмерных технологий», что связано с цифровым производством, с 3D-печатью, обработкой на станках с ЧПУ. Тесные связи с производственниками позволяют нам быть в курсе их кадровых запросов. В этом году мы получили разрешение на открытие специальности «Мобильные технологические машины и комплексы». Ведь после модернизаций на многие предприятия пришёл труд автоматический: сложнейшие станки, линии, роботы функционируют в цифровой среде без участия человека. Как готовить студентов для этой сферы, начали думать заранее: построили много учебных курсов, модернизировали лабораторную базу. И сегодня учим цифровому проектированию, виртуальному моделированию.




Базовые предприятия области, чувствуя дефицит инженерных кадров, помогают вузу в создании условий для качественного образовательного процесса. В качестве примера Игорь Одарченко приводит учебный филиал, функционирующий на Гомельском ЗЛиНе, где студенты проводят занятия и имеют возможность наглядно закреплять знания в производственных цехах. Сейчас ЗЛиН в стенах вуза создаёт собственный специализированный класс, который вскоре откроется.

Анимация для будущих энергетиков.



Доцент ка­федры электроснабжения Алексей Капанский, заместитель декана энергетического факультета по науке, также выпускник ГГТУ имени П. О. Сухого. Он не только занимается преподавательской работой, но и ведёт научные исследования. В статусе молодого учёного защитил кандидатскую диссертацию и недавно поступил в докторантуру. Интерес будущих энергетиков к знаниям напрямую зависит от того, как будет подаваться материал, считает Алексей Капанский. Преподаватель широко применяет интерактивные методы, хотя это требует длительной подготовки.



– К примеру, подготовка одной лекции при наличии материалов с применением 20 анимированных слайдов занимает около 24 часов. Но я нахожу в этом процессе творческую составляющую. Долгими часами настраиваю анимации, поэтому диаграммы в нужный момент летают, формулы и векторные изображения появляются, – объясняет собеседник. – Дисциплина непростая, такой вид подачи помогает формированию у студента её концептуального понятия. При полном сопоставлении лекций, лабораторных и практических занятий ребята сами начинают моделировать процессы, приходят к комплексному пониманию работы системного анализа электрической сети, к тому, как её элементы взаимодействуют между собой. Как итог, качественно подготовленная лекция хорошо усваивается студентами, а преподавателю это даёт чувство профессиональной самореализации.



Преподаватель-стажёр кафед­ры информатики Екатерина Фролова буквально вчера была в числе студентов, а сегодня обучает ребят той же специальности, что получила сама.

– Переход в педагогический статус для меня не был волнительным, – говорит Екатерина. – Отношения студентов и преподавателей на нашей кафедре всегда дружественные, общение и мероприятия связывают нас общими интересами, традициями.

Екатерина очень довольна, что в профессии может реализовать свой творческий потенциал.




– В моей специальности результат выполнения – это нужные пользователю приложения, – говорит девушка. – К примеру, в дипломной работе, посвящённой программному обеспечению для больниц, я разрабатывала концепцию удобного взаимодействия пациентов и работников мед­учреждения. Я много общалась и с теми и с другими, выслушивала пожелания, старалась учесть их при создании программы, искала лучший вариант, в том числе и дизайна.

Екатерина увлекается жи­вописью,участвует в работе творческого кружка, созданного в стенах ГГТУ. На выставке, посвящённой 55-летию университета, она и другие художники этого объединения представляли свои творения.

В планах молодого преподавателя – закончить магистратуру, стать аспирантом. Учёба и преподавание, как она считает, гармонично дополняют друг друга, дают возможность расти в науке и совершенствовать преподавательские знания.




Автор фото: Наталья Рудева

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N