А вы любили школьные котлеты? Как сегодня организовано питание в учреждениях образования, рассказывает специалист | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Елена Самойлова Елена Самойлова Автор текста
Елена Жукова Елена Жукова Автор фото
10:05 29 Августа 2023 Образование

А вы любили школьные котлеты? Как сегодня организовано питание в учреждениях образования, рассказывает специалист

Питание детей в учреждениях образования – вопрос, который волнует не только руководство города, директоров школ, но и родительскую общественность. Какие результаты дали эксперименты в этой сфере, отвечает инженер-технолог Гомельского городского центра по обеспечению деятельности бюджетных организаций в сфере образования Елена Левенкова.



Все учреждения образования города уже получили паспорта готовности к новому учебному году. Значит, готовы и пищеблоки?

– Работы по совершенствованию материально-технической базы объектов общественного питания проводятся постоянно. При подготовке к новому учебному году выполнены ремонтные работы по приведению производственных помещений пищеблоков, обеденных залов и буфетных комнат в надлежащее санитарное состояние. В 115 учреждениях образования частично заменили трубы водоснабжения, сантехническое оборудование, провели малярно-штукатурные и облицовочные работы стен и потолков, заменили напольное покрытие, покрасили оборудование и вспомогательный инвентарь на сумму более 115 тысяч рублей. Например, в начальной школе № 65, средней школе № 11 отремонтировали обеденный зал, приобрели новую мебель для столовых в средних школах №№ 21, 38, гимназии № 71, в столовую-раздаточную филиала гимназии № 56.



Елена Владимировна, а как обстоит вопрос с кадрами: хватает ли сейчас поваров в школах?

– При подготовке к новому учебному году с целью укомплектования штата на работу принято 36 человек, из которых 15 – это молодые специалисты, выпускники Гомельского колледжа кулинарии. Отмечу, что комбинат школьного питания проводит значительную работу по повышению профессиональной компетентности работников школьных столовых. На базе учреждений среднего образования технологи комбината проводят обучающие практические мероприятия для поваров, чтобы повысить их квалификацию и профессио­нальное мастерство.



Какие изменения произошли в ассортименте блюд? 

– Чтобы изучить вкусовые предпочтения учащихся, в учреждениях общего среднего образования проводятся анкетирования детей и их родителей по вопросам удовлетворённости школьным питанием, уточняются пожелания к ассортименту блюд. В ходе анализа результатов анкетирования определяются непопулярные блюда из примерного двухнедельного рациона питания. Например, показательной является «нелюбовь» школьника к кулинарным блюдам из рыбы. Анализ отходов после приёма пищи учащимися показал, что при включении в рацион рыбного блюда в виде котлеты или тефтели практически полностью блюдо игнорируется ребёнком. Поэтому в рацион внесли изменения: рыбную котлету заменили на жареную рыбу. 




На ваш взгляд, чем может быть вызвана такая «нелюбовь» к рыбе – продукту полезному, особенно при напряжённой умственной деятельности?

– Вкусовые привычки ребёнка формируются не только в школе, важным является формирование пищевого поведение в семье. Анкетирование родителей одной из школ Гомеля показало, что более 80 процентов семей не используют для приготовления пищи дома рыбу. Опрос учащихся данной школы также подтвердил отсутствие интереса у учащихся к кулинарным блюдам из рыбы. Вместе с тем со стороны школы, комбината школьного питания работа по популяризации сбалансированного питания продолжается. Администрация учреждений образования постоянно проводит беседы как с детьми, так и родителями по вопросам включения в рацион «непопулярных», но очень необходимых растущему организму продуктов питания – рыбы, молока, творога. 




Наверное, сложно уговорить ребёнка что-то съесть?

– Верно, но инженеры-технологи, заведующие производством школьных столовых и повара, в свою очередь, стараются придать привлекательный внешний вид блюдам, повысить вкусовые характеристики пищи, применяют различные способы оформления кулинарных блюд, внедряют новые технологические карты. Только за последние пять месяцев текущего года инженерами-технологами комбината школьного питания разработано более 50 фирменных кулинарных блюд, из которых 32 внедрены в рацион школьника в последней четверти 2022–2023 учебного года и при организации питания в летнюю оздоровительную кампанию на базе школ. 

Какие результаты дал эксперимент в средней школе № 74 Гомеля? 

– Результаты пилотного проекта по организации питания, проведённого с января по май 2023 года в средней школе № 74, положительные. Удалось достигнуть двух целей: дети хотят питаться в школьной столовой и интересуются, какими блюдами их удивят школьные повара. Важно, что снизилось количество отходов после приёма пищи учащимися, то есть фактическое потребление блюд из предложенного ребёнку возросло и, соответственно, повысилось усвоение необходимых питательных веществ.



В эксперименте, кроме ассортимента и подачи блюд, учитывалось и количество отходов. Какие выводы по этому пункту?

– Согласно результатам оценки питания, наибольшее количество отходов образуется после приёма пищи учащимися начальных классов: чем старше возраст учащихся, тем меньше отходов. Ранний приём пищи в школе также влияет на количество образующихся отходов. Зачастую после первого урока первой или второй смены количество пищи, нетронутой ребёнком, значительно выше. Даже интенсивность нагрузки, как умственной, так и физической, влияет на аппетит учащегося и, соответственно, на количество образующихся отходов. 

 Планируется ли расширить сеть экспериментальных школ в этом году?

– С 1 сентября Министерство образования предложило расширить количество учреждений общего среднего образования, участвующих в реализации новых принципов организации школьного питания. В Гомеле в сентябре 36 учреждений образования примут участие в пилотном проекте по организации питания.




Изменится ли интервал в организации питания в школах?

– Для наиболее рационального использования бюджетных средств, идущих на организацию питания школьников города, с целью повышения фактического употребления пищи ребёнком отделы образования, спорта и туризма администраций города совместно с директорами школ выработали оптимально возможные графики питания учащихся. Здесь учитывались такие аспекты, как продолжительность пребывания учащегося в школе, особенности работы учреждения образования – время и начало работы, сменность, проектная мощность обеденных залов, комплектация пищеблоков необходимыми производственными и вспомогательными помещениями, оснащённость оборудованием. Следует отметить, что ряд школ изменили графики приёма пищи, отодвинув первый приём на максимально допустимый промежуток времени. 

Возможно, есть ещё какие-то нововведения в этом году?

– В 20 школах города уже несколько лет используется высокоскоростная форма оплаты при безналичном расчёте учащимся в школьном буфете – использование QR-кода. Для части школ разработаны такие формы организации питания, как свободный выбор, предзаказ меню завтрашнего дня, организация питания с элементами шведского стола. Проводятся различные организационно-просветительские мероприятия: конкурсы «Чистая тарелка», «Сервировка праздничного стола», мастер-классы по приготовлению кулинарных блюд.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N