Гость редакции — карикатурист и будущий психолог | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
 Автор текста
11:40 23 Октября 2013 Информация от партнеров

Гость редакции — карикатурист и будущий психолог

С Александром Балобаном и его творчеством редакция «Гомельских ведомостей» познакомилась не так давно. На конкурс карикатур, который проводила газета, студент прислал несколько шаржей на своих преподавателей. Не заметить талант молодого художника-самоучки было невозможно. Сегодня Сашины рисунки не только регулярно появляются на страницах «ГВ», но и украшают имиджевую продукцию газеты. О том, как не растерять способности, выбрать свою дорогу и не бросать любимое дело  – в интервью с карикатуристом.
 
Александр – студент ГГУ имени Франциска Скорины, будущий психолог. Изобразительным искусством занимается давно и с особой любовью. Пробовал рисовать в различных техниках. Сейчас, по словам молодого человека, ему наиболее близка социальная карикатура.
 
– Психология и изобразительное искусство – достаточно близкие дисциплины, – считает Саша. – Человеческие характеры, пороки и страхи общества я стараюсь визуализировать в доступной мне форме. 
 
Любимыми материалами молодого художника являются пастель и тушь. А картины нравятся импрессивные, эмоциональные, пёстрые, выполненные в свободной и грубой технике. Александр уверен, что лучшие работы получаются, когда рисуешь «за просто так», не рассчитывая ни на материальное вознаграждение, ни даже на похвалу.  
 
– Где ты научился так рисовать, ведь специального художественного образования у тебя нет? 
 
– Как и где научился рисовать, я не могу сказать. Помню только, что всю свою сознательную жизнь я что-то изображал. Но это всегда было на любительском уровне. Правда, у меня есть педагогическое образование, я учитель младших классов со специализацией «руководитель студии изобразительного искусства». Но, когда учился, я скорее познакомился с разнообразием материалов для творчества. 
 
– Ты участвовал в каких-нибудь конкурсах, смотрах со своими работами?
 
– Да, но их всего было три. Самое серьёзное из моих достижений – победа на областном конкурсе рисунков. Мои работы углём о проблемах молодёжи, страхах подросткового возраста увезли на выставку в Минск. Кстати, с тех пор я их так и не видел, наверное так сильно понравились… 
 
Я никогда не занимался бы рисованием, если бы мне не помогали настоящие наставники. Уже сейчас я могу оценить, насколько важно для молодёжи, которая чем-то увлечена, которая «загорается», чтобы в неё верили. Мне очень повезло: в меня поверили и поддержали. Помогают и до сих пор. Я ведь увлекался не только рисованием. Мне нравилась и психология, и археология, и актёрское мастерство. Но в один прекрасный момент мне подсказали правильное направление.
 
 
– Как у тебя происходит творческий процесс? Ты где-то «подсматриваешь» техники рисования?
 
– Нет. Мои рисунки не на профессиональном уровне. У меня весь процесс сам идёт. Мне что-то сильно нравится, и я просто сажусь это рисовать. Технику выполнения я сам придумываю, просто вижу образ и пытаюсь его воспроизвести. 
 
– Ты много рисуешь? 
 
– Примерно половину своего дня я провожу за рисованием. Рисую и на занятиях, и дома. Для себя и для друзей, знакомых, если кто-то просит. 
 
– А откуда энтузиазм, чтобы столько времени тратить на рисование, это же труд?
 
– Для меня рисование не работа, а скорее способ выразиться, как бы банально это не звучало. Я рисую проблемы или эмоции, которые в данный момент для меня актуальны. Так сказать, отражаю своё состояние, многое переосмысливаю, часто начинаю видеть всё под другим углом – рефлексия через творчество. Если хорошенько поработаешь, то чувствуешь моральное удовлетворение, как будто ты выговорился. И тебе больше ничего не нужно. После рисования идёт эмоциональная разгрузка и спокойно так сразу становится. Чувство, как будто ты посидел в кабинете у психолога или кому-то из знакомых «вывернул наизнанку» свою душу. Но мне достаточно листа, чтобы это сделать.
 
– Много накопилось работ? 
 
– Если учесть, что я рисую, где придётся, и делаю, в основном, зарисовки на листах А4, то много. Но достойных самостоятельных работ не очень.
 
– На персональную выставку хватит?
 
– Пока не хватит. Работ, которые я не боюсь демонстрировать, которые не смогут раскритиковать в пух и прах, не так много. Обычно же бывает, что рисуешь в порыве эмоций, и только спустя какое-то время можно свежим взглядом, так сказать, оценить, хорошо или плохо всё получилось. Как раз сейчас и занимаюсь подготовкой базы для большой и серьёзной выставки. 
 
 
– У тебя есть любимые художники?
 
– Мне нравятся Кукрыниксы и современный Бэнкси. Кукрыниксы – это легенда, они могли отобразить масштабную социально-значимую тему в одном образе, прорисовав только мимику, передать всю суть проблемного вопроса. Я тоже стремлюсь к этому. Да и сама техника мне близка, и я считаю, что она незаслуженно забыта. Мне нравятся их агитационные плакаты. Хотя у нас и процветает рекламное дело, но почему-то лучшие наработки советской агитационной школы не пользуются популярностью. Многие сегодняшние бигборды, на мой взгляд, не дотягивают и близко до плакатов тех времён. Вообще, есть чему поучиться. Что касается Бэнкси, то этот свободный художник, пусть его работы порой и покупаются за несколько десятков тысяч долларов, никому неизвестен. Его ищут все, даже Интерпол. Он рисовал и рисует на стенах, в стиле современного стрит-арта. Так вот, картины Бэнкси крадут вместе со стенами. Так как он денег за своё творчество не получает, следовательно, это некоммерческий проект. Я считаю, что именно таким и должно быть настоящее искусство. Потому что коммерция – это обмен: ты меняешь деньги на определённую работу. Создание чего-то абсолютно нового не происходит.
 
– На твой взгляд, нуждается ли современная талантливая молодёжь в поддержке? Чего ей не хватает?
 
– Если человек захочет себя реализовать, то он найдёт возможности всегда. Мне уже предлагали в университете организовать выставку моих работ. Сейчас потихоньку движемся в этом направлении. 
 
Не так давно я интересовался вопросом, что нужно для того, чтобы мне разрешили разрисовать пару стен в городе. Я часто гуляю пешком по Гомелю, вижу пустующие серые стены. Бывает, они даже портят весь пейзаж, даже если находятся в промышленных зонах. Монолитные бетонные стены зачастую просто не красят. Всегда хотелось взять и нарисовать там что-нибудь, но я понимаю, что это наказуемо. Я готов сам покупать материалы: краски, кисти, баллончики, и, конечно же, согласовывать рисунки или карикатуры. Всё, что мне нужно, – это получить разрешение.

Автор фото: из личного архива Александра Балобана

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N