Пути развития современного белорусского образования | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Белта Белта Автор текста
13:40 06 Февраля 2015 Тема недели

Пути развития современного белорусского образования


Журавков: повышение престижа профессии учителя — это задача всего общества

Об этом заявил 5 февраля во время проведения прямой телефонной линии и онлайн-конференции в пресс-центре и на сайте БЕЛТА министр образования Беларуси Михаил Журавков.

«Это задача не только Министерства образования. Хочу подчеркнуть, что это задача общества в целом. Авторитет учителя завоевывается не только тем, что Минобразования или различные госорганы будут задумываться над тем, чтобы повысить зарплату, дать какие-то социальные блага», — сказал министр.

«Надо создавать положительный образ учителя в нашем обществе. Для этого нужно и СМИ привлекать, больше рассказывать о наших замечательных педагогах, об их инновациях, показывать примеры из жизни педагогов», — подчеркнул он.

Михаил Журавков также отметил, что Министерство образования со своей стороны будет стараться создать самые оптимальные условия для того, чтобы педагог работал в творческой и комфортной обстановке. «Будем заботиться, чтобы у него было соответствующее материальное вознаграждение, которое соответствует жизни людей в нашем обществе», — добавил Михаил Журавков.

Журавков намерен разобраться с выполнением учителями несвойственных функций

Михаил Журавков подчеркнул, что проблемой выполнения учителями дополнительных, несвойственных функций он занимается с первого дня своего пребывания в должности министра.

По его словам, сейчас проводится мониторинг школ, гимназий по всей республике. «Изучаем статистику, смотрим структуру выполняемых учителями поручений и выясняем, кто их дает. Кроме того, обсуждаем с учителями, директорами, представителями районной власти вопрос о том, каким они видят взаимодействие в будущем, — сказал министр. — Постараемся как можно быстрее обобщить эти материалы и сформировать рекомендации».

«Действительно, вопрос нужно решать, но это не так просто. Более того, в каждом регионе должны учитываться его особенности», — считает Михаил Журавков.

В ближайшие два года абитуриенты не смогут подавать документы в несколько вузов сразу

По его словам, в данный момент этот вопрос не рассматривается. «То есть в этом и следующем учебном году абитуриент должен подавать документы в конкретный вуз и сдавать конкретные вступительные экзамены в то учебное заведение, которое он выбрал. В перспективе, может быть, мы к этому придем и появится возможность подавать документы в несколько вузов сразу, но пока нет», — сказал министр.

Он также ответил на вопрос относительно ужесточения отбора абитуриентов при поступлении в вузы: «Есть определенные рейтинги, баллы, поступление на основе отбора… Поэтому, на мой взгляд, сейчас ставить вопрос об ужесточении каких-то требований не совсем правильно», — сказал он.

Журавков: вопрос об объединении выпускных школьных экзаменов и ЦТ ставить преждевременно

«Что касается объединения школьных и вступительных экзаменов, то, мне кажется, этот вопрос сейчас еще преждевременный, потому что экзамены в школе должны продемонстрировать уровень освоенных знаний учеников по всем предметам за школьную программу обучения. При поступлении же абитуриент должен продемонстрировать определенные знания по определенным предметам, которые необходимо знать в данном вузе. Это немного разные задачи. Объединять их, на первый взгляд, очень просто, но на самом деле это сложная задача», — сказал министр.

Вместе с тем он отметил, что раз люди задают такие вопросы в ходе онлайн-конференции, то эта тема будет проанализирована.

Журавков не исключает увеличения количества тестов ЦТ для одного человека в будущем

«Не исключаю, что, может быть, в дальнейшем мы к этому вопросу вернемся, и будут какие-то подвижки в направлении изменения количества тестов ЦТ. В ближайшую кампанию этого не будет. Но будем думать, потому что нет абсолютно правильной и совершенной системы. Надо всегда совершенствоваться и идти вперед», — сказал министр.

При этом он отметил, что в любом случае правила игры будут определены заранее. О новых правилах объявят как минимум за год.

Журавков: в ближайшее время изменять стоимость обучения в вузах не планируется

«Пока мы не рассматривали этот вопрос, то есть в ближайшее время изменять стоимость обучения не планируется. Но наша система образования и вузы находятся в тех же условиях, что и вся страна, поэтому в перспективе не стоит исключать каких-то изменений в оплате обучения для абитуриентов, поступающих на первый курс», — отметил министр.

Говоря о предстоящей вступительной кампании, он отметил, что в нынешнем году пороговые оценки по предметам ЦТ изменяться не будут, останется прежним минимальное количество баллов, которое необходимо получить абитуриенту для поступления в учебное заведение. «Другое дело, что мы немного изменим подход и будет введено понятие профильного предмета, а также увеличится время для подачи в основной период поступления и тем самым уменьшится время дополнительного набора. Это основные изменения», — сказал Михаил Журавков.

«То есть в этом году значимых изменений, которые повлияют на судьбу абитуриентов и их план подготовки, вводиться не будет», — заверил он.

Что касается плана набора абитуриентов на бюджет, он может варьироваться в зависимости от изменения числа выпускников школ. «В этом году количество выпускников школ осталось практически на том же уровне, что и в прошлом, поэтому количество бюджетных мест в университеты у нас уменьшилось на незначительное число», — добавил министр образования.

В Беларуси открывается подготовка по нескольким новым профессиям

«Мы вводим несколько новых профессий и специальностей», — сказал министр. Так, в учреждениях профтехобразования будет открыта подготовка по новым профессиям (по которым ранее подготовка в учреждениях профтехобразования не осуществлялась): «изготовитель мороженого» (Слуцкий государственный колледж), «оператор механизированных и автоматизированных складов», «агент по организации обслуживания автомобильных перевозок» (Минский государственный профессиональный лицей № 2 легкой промышленности).

В 2015 году на уровень среднего специального образования впервые будет осуществляться набор на специальность «программируемые мобильные системы» в Минском государственном высшем радиотехническом колледже. По окончании обучения специалисты получат квалификацию «техник-электроник». Сфера профессиональной деятельности специалиста: промышленные предприятия и проектные организации различных министерств и ведомств.

А с 1 сентября 2014 года в учреждениях среднего специального образования начато обучение по трем новым специальностям, одному направлению специальности, по которым ранее подготовка на уровне среднего специального образования не велась: «обслуживание и эксплуатация жилых домов» — это была заявка Министерства жилищного и коммунального хозяйства; «микро-и наноэлектронные технологии и системы» (заявка ОАО «Интеграл»), «электроника механических транспортных средств» (заявка Министерства промышленности), «мехатроник пятого разряда (холодильное оборудование)» — по заявке Ассоциации предприятий микроклимата и холода.

В Беларуси 185 учреждений профтехобразования и 128 учреждений среднего специального образования из них 20 колледжей входят в структуры вузов, кроме того, в Беларуси 12 колледжей частной формы собственности.

Выпускные испытания для 9-го класса в Беларуси нынешним летом пройдут без изменений

В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 7 июля 2014 года №95 учащиеся 9-х классов будут сдавать три выпускных экзамена — по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык», «Математика». Все — в письменной форме.

«Сейчас наши специалисты разрабатывают критерии отбора для зачисления в 10-й профильный класс в следующем учебном году. Но при этом мы сохраним и обычные 10-е классы, где все учебные предметы будут изучаться на базовом уровне. Набор в них останется без изменений», — отметил министр.

Он добавил, что в некоторых учреждениях образования страны в этом учебном году проводится экспериментальный проект под названием «Апробация модели независимой итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования». Только после его окончания можно будет провести выпускные испытания по другой модели.

«Напомню также, что обязательный экзамен по истории Беларуси будут сдавать с 2015 года только выпускники 11-х классов, а из программы выпускных экзаменов за базовую школу (9-й класс) это испытание изъято», — отметил министр.

Единственное добавление касается языка национального меньшинства. С 2014/2015 учебного года выпускной экзамен по языку национального меньшинства — польскому или литовскому (для учащихся, которые изучали этот учебный предмет) — включен в перечень выпускных экзаменов за 9-й класс. Речь идет о выпускниках, которые проходят обучение в 4 учреждениях образования — 2 школы с польским языком обучения и воспитания (в Гродно и Волковыске) и 2 школы с литовским языком обучения и воспитания (в д.Рымдюны Островецкого района и в д.Пелеса Вороновского района Гродненской области).

Учащиеся 10-х классов с сентября 2015 года получат возможность обучаться в профильных классах

«Уже на протяжении двух лет в качестве эксперимента в средних школах реализуется возможность изучения учебных предметов на повышенном уровне в рамках действующих учебных планов», — отметил министр.

«Мы планируем, что в дальнейшем количество профильных классов, их направленность, критерии отбора способных учащихся определит школа совместно с отделами образования в соответствии с рекомендациями министерства», — сказал он. При этом Михаил Журавков подчеркнул, «что необходимо оставить ребятам, которые не смогли выбрать профиль, возможность получить среднее образование».

В настоящее время в Министерстве образования разрабатываются критерии отбора для зачисления в 10-й (профильный) класс, которые, возможно, будут применяться в будущем.

В Беларуси планируют разработать базовые учебники по школьным предметам

«Сколько существует средняя школа, столько и бурчат на учебники. Если вы спросите бабушек и дедушек, родителей, они скажут, что эта проблема была всегда и, наверное, будет. Нельзя написать учебник, который бы удовлетворил всех без исключения. Очевидно, что такое невозможно. Но у нас возникла идея создания базового учебника», — отметил глава ведомства.

Министр пояснил, что базовый учебник будет содержать определенный набор базовых знаний, которые должен знать каждый ученик. Это необходимый объем знаний для того, чтобы ученик мог учиться хорошо и отлично. «К этому базовому учебнику будут выданы рекомендации по огромному количеству дополнительных материалов. Дополнительные материалы — это и интернет-ресурсы, дополнительные учебники либо методические материалы. Дополнительные материалы будет определять либо сам учитель-предметник, либо педсовет школы в зависимости от того, каков уровень учеников в классе», — рассказал Михаил Журавков.

Министр подчеркнул, что учебники пишутся очень скрупулезно и менять их каждый год невозможно, поэтому появилась идея перехода к базовому учебнику и дополнительным материалам.

Психосоциальное анкетирование среди белорусских учащихся планируется проводить с сентября 2015 года

Все граждане Беларуси должны понимать, какое зло несут в себе наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги. «Специально для ужесточения борьбы с этим пагубным явлением министерствами образования, внутренних дел, здравоохранения разработан и направлен заинтересованным Комплекс мероприятий по предотвращению распространения алкоголя, наркотических и психотропных веществ среди обучающихся», — рассказал Михаил Журавков. Кроме этого документа, разработан специалистами порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского обследования. «Для проведения анкетирования среди обучающихся по выявлению склонности к употреблению ими наркотических веществ, курительных смесей разработан и утвержден порядок его проведения», — отметил он. Созданы и документы, так называемое научно-методическое обеспечение обязательного анкетирования учащихся на предмет употребления алкоголесодержащих напитков и наркотических средств в учреждениях не только общего среднего, но и профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Внедрение психосоциального анкетирования в практику работы учреждений образования повсеместно планируется с начала 2015/2016 учебного года. «А сейчас специалисты учреждений образования проводят разъяснительную работу среди родителей о значимости проведения такого анкетирования. Хотелось бы, чтобы анкетирование прошло без стрессов со стороны детей и подростков, без волнений со стороны родителей и при соблюдении максимальной конфиденциальности информации», — рассказал Михаил Журавков.

К началу нового учебного года запланировано подготовить рекомендации для специалистов по проведению такого анкетирования.

Журавков: исключить ребенка из детсада без уважительной причины никто не вправе

«Самое важное — никто не должен исключать ребенка из дошкольного учреждения необоснованно и не изучив все проблемы, которые сопутствовали тому, что ребенок перестал посещать дошкольное учреждение, — заявил министр. — Если мама работает день через два или папа может посидеть с ребенком в будний день, то, естественно, это нужно обговорить с заведующей, принести подтверждающие документы».

При этом министр уточнил, что в Кодексе Беларуси об образовании есть раздел, регулирующий посещение учреждения образования: подпунктом 5.6 пункта 5 статьи 79 определено, что досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе руководства учреждения (в том числе учреждения дошкольного образования) осуществляется в случае длительного отсутствия (более 30 дней) на занятиях без уважительных причин в течение учебного года (за исключением каникулярного времени, которое не учитывается как пропуски без уважительных причин: 90 календарных дней летом, 10 календарных дней зимой, 10 календарных дней весной). Этот пункт касается всех учреждений образования, не только дошкольных, подчеркнул он.

«Мы считаем, что руководитель учреждения дошкольного образования вправе самостоятельно в каждом отдельном случае (с учетом конкретных обстоятельств) решать вопрос о том, являются ли те или иные причины отсутствия воспитанника уважительными. Так или иначе, решение о сохранении места воспитанника в учреждении дошкольного образования принимается в интересах детей», — подчеркнул Михаил Журавков. Он пояснил, что если возникают разногласия, то этот вопрос решается отделом (управлением) образования, спорта и туризма, на территории которого находится детсад.

В Беларуси работают 10 частных дошкольных учреждений образования

Почти весь прошлый год шел разговор о необходимости открывать как можно больше частных дошкольных учреждений и групп в многоэтажных домах. Результатом работы специальной комиссии стало то, что на основании постановления Минздрава от 27 октября 2014 года №72 были упрощены требования к открытию семейных детских садов на первых этажах в жилых помещениях существующего жилищного фонда (коттеджной застройки). Михаил Журавков подчеркнул, что это было сделано в целях стимулирования создания учреждений образования частной формы собственности. В дошкольном образовании сейчас очень актуально государственно-частное партнерство. «Используя традиционные подходы при организации дошкольного образования и только за счет государства решить эту проблему будет сложно», — считает он.

На сегодняшний день в Беларуси работает 10 частных учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования (Минск — 7, Минская область — 1, Могилевская область — 2).

«Я более чем уверен, что теперь многое зависит от работы местной исполнительной власти и желания людей. Мы надеемся, что в ближайшее время на местном уровне будет налажена работа по существенному развитию сети таких учреждений, созданию для этого соответствующих условий. Думаю, что нужно сформировать в каждом регионе перечень зданий, которые могут быть отданы под частные детские сады», — отметил министр.



Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N