"Выйти из четырёх стен - мало": гомельские инвалиды-колясочники рассказали о жизни после травмы | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Юлия Митрахович Юлия Митрахович Автор текста
14:53 09 Октября 2021 Общество

"Выйти из четырёх стен - мало": гомельские инвалиды-колясочники рассказали о жизни после травмы

Геннадий Золотарёв получил травму позвоночника в далёком 1994 году. Тогда, говорит он, система оставляла человека в такой ситуации наедине с бедой. Сделали операцию, констатировали инвалидность, а через три недели выписали из больницы домой, где он остался с набором льгот, но без какой-либо поддержки и знаний, как жить дальше.

И пусть об этой теме не принято задумываться, ведь «такое может случиться с кем-то другим, но не со мной», мы поговорили с активистами ГООО «Инвалиды-спинальники» о том, что же в наши дни происходит с людьми, которые не смогли в нужный момент подстелить соломку и пересаживаются в инвалидную коляску?  

Равный обучает равного


– Если человек получил травму в молодом возрасте, важно своевременно подключиться и обществу, и государству, чтобы вернуть его обратно в социум. Речь о медицинской, социальной, психологической и трудовой реабилитации. У нас, к сожалению, практически нет чёткой государственной системы на всех этих этапах, – говорит председатель ГООО «Инвалиды-спинальники» Геннадий Золотарёв. – В Гомеле отлажена медицинская реабилитация. После травмы человек попадает в областную больницу, в областной клинический госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны, затем направляется в Республиканскую клиническую больницу медицинской реабилитации, где можно получить услуги по медицинской и физической реабилитации на раннем периоде до двух лет после травмы. Но потом опять колясочник возвращается домой, где его встречают те же четыре стены.  

Геннадий Золотарёв

Вытащить человека из скорлупы помогает общение с такими же людьми. С 1997 года в Беларуси начали организовывать лагеря активной реабилитации для инвалидов-колясочников. Во многом этому поспособствовала шведская организация инвалидов: помогла с оборудованием, поделилась методикой, предоставила инструкторов-колясочников. Сегодня опыт лагерей активной реабилитации продолжает Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников (РАИК). Но принять участие в них можно лишь раз. 


Со временем различные общественные организации инвалидов стали проводить всевозможные спартакиады и турниры, турслёты, реализовывать инклюзивные проекты. 


3727 инвалидов-колясочников проживают в Гомельской области. 1363 из них – в Гомеле.


Всё это во многом способствует тому, чтобы человек в инвалидном кресле покинул стены дома. Конечно, только этого недостаточно. Необходима практическая возможность беспрепятственно выйти из подъезда, чтобы добраться из точки А в точку Б. 


Огромную роль в социализации колясочников играл санаторий в городе Саки в Крыму. Принятое на высшем уровне решение об отмене оздоровления за пределами республики лишило этой возможности. Аналогичной замены, где могут собираться ежемесячно 20–30 опытных и новичков в инвалидных колясках, не появилось. 



Первый контакт – он нужный самый. За границей сразу же после операции к больному приходят специалисты по физвоспитанию и социальной реабилитации и начинают активную работу: подбирают инвалидную коляску, обучают ей пользоваться, рассказывают и показывают, как обслуживать себя, в какие организации обращаться, где занимаются спортом, трудоустройством и прочее. К примеру, в Польше большой мотивацией являются учёба, занятия спортом, работа. Если поляк-колясочник где-то учится, работает и ведёт активный образ жизни, у него есть преференции на обустройство жилья, покупку автомобиля. 

Несколько лет назад инструкторы-колясочники ГООО «Инвалиды-спинальники» в отделении нейрохирургии № 2 Гомельской областной клинической больницы предоставляли услугу «Первый контакт» для пострадавших и их родственников: давали информацию о способах самообслуживания, профилактике пролежней, решении урологических проблем и сопутствующих заболеваний, оказывали психологическую помощь. Это делалось в рамках международных гуманитарных проектов. Сейчас финансирование приостановлено. Работать на голом энтузиазме достаточно сложно: мало кому из колясочников захочется ездить в больницу на платном такси (социальное на 85 процентов обслуживает нуждающихся в диализе) и заниматься волонтёрством в личное время. 



Недавно ГООО «Инвалиды-спинальники» возобновило эту работу в рамках государственного соцзаказа: совместно с управлением соцзащиты администрации Центрального района начали проект «Социально-абилитационные услуги» для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Программа рассчитана на тех, кто находится в раннем послеоперационном периоде, а также тех, кто уже несколько лет прикован к инвалидному креслу и проживает в Гомеле. В данный момент есть сложности в реализации проекта из-за антиковидных мер.   

Короткий путь к адаптации после травмы – спорт. Елена Шкилёнок – по дороге на тренировки в ГОЦОР по паралимпийским и дефлимпийским видам спорта. фото Юлии Митрахович


– Самое сложное для человека – это понять, в какой ситуации он оказался. И принять эту действительность. Насколько быстро он поймёт, что нужно жить в новых условиях, и свыкнется с этой мыслью? – говорит Сергей Бауманис, который в своё время был инструктором по социальной реабилитации. – Здесь опять же важна система: чтобы инструктор знал, что спустя некоторое время встретится с «учеником», оценит изменения в эмоциональном и физическом состоянии и будет знать, куда идти дальше. 

Сергей Бауманис

По подсчётам общественников, примерно 70 процентов семей после травмы разрушаются. Многие и не подозревают, что существует масса возможностей для решения вопросов интимного плана, чтобы оставаться самодостаточным и сохранить брак. Есть немало примеров, когда пары колясочников женятся и рожают детей.


В основном подвижной состав общественного транспорта города – низкопольный.  ГООО «Инвалиды-спинальники» ежегодно проводит тренинги с водителями по оказанию помощи при посадке и высадке человека в коляске из автобуса или троллейбуса. Остаётся проблема с оборудованием остановок. Это позволит всё большему количеству людей с инвалидностью пользоваться общественным транспортом. 

И всё же лучший способ перемещаться по городу инвалиду-колясочнику – это личный автомобиль. Но и здесь есть нюансы: цена авто и получение водительских прав.


Задействовать все стороны. В начале 2000-х Сергей Бауманис мог добраться от вокзала до Сельмаша в основном только по проезжей части. Сейчас это позволяют сделать пешеходные дорожки. Работа с обустройством безбарьерной среды в городе, отмечают собеседники, двигается. Особенно показательны центральные улицы и новостройки. 


– Сегодня мы говорим не просто о наличии или отсутствии на каком-то объекте безбарьерной среды, а о её качестве и соответствии принятым нормам, – говорит Геннадий Золотарёв. – Как оценивать безбарьерку, если пандус есть, но угол наклона не соответствует требованиям, а вместо двух поручней – один? Создание доступной среды для колясочников в старом жилом фонде остаётся большой проблемой. Решается она пока точечно. Если в Минске это заложено в отдельную статью бюджета ЖКХ, то в Гомеле такой возможности пока нет. Хочется отметить, что даже при строительстве новых объектов и реконструкции старых не всегда соблюдаются строительные нормы. Должны быть задействованы все заинтересованные стороны, в том числе представители общественных объединений инвалидов. 


Автор фото: Фото из архива

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N