Воспоминания о матери: 60 лет назад на улицы Гомеля вышел первый троллейбус ЗИУ-5 под управлением Лидии Ткачук | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Евгения Мироновская Евгения Мироновская Автор текста
Дарья Моложавская Дарья Моложавская Автор фото
11:00 19 Мая 2022 Общество

Воспоминания о матери: 60 лет назад на улицы Гомеля вышел первый троллейбус ЗИУ-5 под управлением Лидии Ткачук

60 лет назад 20 мая на улицы города вышел первый троллейбус ЗИУ-5 под управлением водителя Лидии Ткачук. В канун этой яркой даты в истории Гомеля, который в сентябре отметит 880-летие, воспоминаниями о матери – первом водителе троллейбуса – поделился её сын Вячеслав Ткачук. 


Поездка стала подарком ко дню рождения. 

«Для кого-то она – первый водитель троллейбуса, для кого-то – хорошая подруга, для кого-то – наставница и пример для подражания, а для меня она строгая, добрая и бесконечно любимая мама», – трогательно говорит о Лидии Ивановне сын.

Что примечательно, делится он, мама никогда не думала связать свою жизнь с техникой. Представляла себя в торговле. Чтобы приобрести профессию, позволяющую работать в этой сфере, приехала вместе со своей подругой из родного села Гербино Одесской области в Гомель. Выбор города был, очевидно, неслучайным. Здесь, по словам Вячеслава Ткачука, осел после целины младший брат мамы. Девушки собирались вместе поступить в кооперативное училище. И тут вмешался его величество случай. Лидии улыбнулась удача, а вот подруге не удалось набрать нужное количество баллов для поступления. Недолго думая, она из женской солидарности забрала документы, и землячки начали свою трудовую деятельность продавцами в магазине. 


Спустя несколько месяцев работы в торговле Лидия познакомилась с будущим мужем Василием Коротким. Тот, трудившийся техническим работником в троллейбусном парке, сманил её в свой коллектив. И очень вовремя! Чтобы реализовать принятое решение о пуске в Гомеле троллейбусного движения, необходимо было подготовить специалистов. На объявление о наборе в группу будущих водителей троллейбусов для стажировки в Минске откликнулись десятки людей. Среди них были отец и мать Вячеслава Ткачука. Через полгода, закончив успешно курсы, они вернулись в родной Гомель с правами водителей. 

Быть первым – высокая честь. И руководство парка основательно подошло к выбору кандидатуры. По всем статьям, включая профессиональную подготовку и ответственность, подходила Лидия. А тут ещё и единственная женщина, да к тому же почти именинница (день рождения Лидии Ткачук 23 мая). Решили сделать ей такой бесценный подарок, и это предопределило весь дальнейший жизненный путь Лидии Ивановны. О другой работе она всю жизнь не помышляла. 



В газете «Встречная полоса» были опубликованы воспоминания Лидии Ткачук: «В моей памяти навечно останется тот день, когда в нашем городе открылся первый троллейбусный маршрут. Горожане по случаю этого события устроили настоящий праздник от троллейбусного парка до железнодорожного вокзала (маршрут № 1). Всюду выстроились люди, играл оркестр, все радостно приветствовали троллейбус и осыпали его цветами. А впереди ехала машина ГАИ». 

Уже повзрослевшему сыну мать призналась, что очень сильно волновалась в тот день. Но ровно до тех пор, пока не объявила первую остановку, потом всё пошло как по маслу. Первый рейс был для всех желающих бесплатным. Троллейбус по сравнению с автобусом или машиной необычно отличался плавностью движения, бесшумностью хода, что для людей было новинкой и казалось полётом на космическом корабле. Пришедшие на открытие троллейбусной линии взрослые и дети были в восторге, благодарили водителя, желали счастливого пути, радостно кричали: «Ура!» 

Кулёчки с пятаками и молоточек в сумке.

Мама рассказывала, признаётся Вячеслав Ткачук, что, начав работать водителем троллейбуса, сразу почувствовала себя на своём месте.

 – Хотя рабочий день в первую смену начинался в пять утра (!), а во вторую заканчивался после часа ночи, она не жаловалась на нехватку времени, стойко переносила трудности быта. Так сложилось, что поднимать меня ей пришлось в одиночку. Но всё успевала, хотя был только один выходной день в неделю, и не жаловалась на нелёгкий труд. Знаете, ведь в первых моделях троллейбусов в рулевом управлении не было устройства, облегчающего повороты руля, и часто, приходя после работы, мама клала на стол руки, которые от напряжения были тверды, как дерево, и просила: «Помассируй их». 


С маминой работой у сына связаны самые тёплые детские воспоминания.

 – В то время водители троллейбусов сами реализовывали талоны, – рассказывает он. – За смену накапливалось столько медяков. Мама приносила их домой. Я помогал ей считать, а затем делал кулёчки, мы раскладывали монетки в них, и мама утром сдавала выручку в кассу. А ещё она носила, помню, в сумке молоточек на всякий случай: вдруг кто-то в вечернее время надумает отобрать у неё выручку. Надеялась, что это в случае попытки грабежа отпугнёт нападающего.


Вячеслав с детства был знаком с коллективом троллейбусного парка, можно сказать, вырос там. Мама приводила его на работу, оставляла в диспетчерской, и он читал работникам стихи, танцевал. А ещё он любил проводить свои выходные дни в салоне троллейбуса (мама брала его с собой на маршрут и иногда пускала в кабину, но только на короткое мгновение, чтобы он подержался за руль).

 – Я видел, как мама устаёт, – признаётся Вячеслав Васильевич, – уговаривал поменять работу. И был такой период, когда она хотела уехать из Гомеля на родину, но тогдашний руководитель троллейбусного парка её удержал. Маме дали служебную квартиру, а вскоре наградили орденом Трудовой Славы. Её труд неоднократно отмечали почётными званиями и медалями. За 40 лет работы у мамы не было ни одного случая аварии на дороге по её вине. Она практически жила работой, подготовила много квалифицированных водителей, работая наставником, всегда ставила интересы коллектива выше личных и, если было нужно для дела, в любое время суток шла на работу. 2003 год был трудным для семьи. Мама тяжело заболела и спустя год ушла из этой жизни, практически до последнего оставаясь верной своей работе. Мама сама построила свою жизнь, признав, что случай сыграл в ней главную роль. Он оказался счастливым. 


И застывший на постаменте на территории КУП «Горэлектротранспорт» первый троллейбус ЗИУ-5 является своеобразным памятником водителю, начавшему троллейбусное движение в Гомеле. Лидию Ивановну помнят в городе и благодарны за её труд, за её вклад в развитие города.



  • Из истории

Виктор КУЛАГО, директор КУП «Горэлектротранспорт» в 2002–2010 годах:

 – Пуск троллейбусного движения был очень ярким событием для Гомеля. Я тогда жил в Новобелице, был совсем маленьким, и мы с друзьями бежали за троллейбусом, мечтая в нём прокатиться. И очень завидовали водителю, она нам казалась такой красавицей. Не думал тогда, что стану руководителем и буду работать с Лидией Ивановной.


Она была патриотом предприятия всю жизнь, примером для молодых, для многих стала наставником. Одним словом, первый водитель троллейбуса была первой во всём. И очень красивым, добрым, душевным человеком. Поэтому её помнят, гордятся, что были знакомы с ней.


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N