«Вне служебного кабинета стараюсь быть менее серьёзной»: гомельские следователи рассказали, какие привычки лучше всего оставлять на работе | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Карина Тимофеева Карина Тимофеева Автор текста
15:24 11 Марта 2020 Общество

«Вне служебного кабинета стараюсь быть менее серьёзной»: гомельские следователи рассказали, какие привычки лучше всего оставлять на работе

Их кропотливый ежедневный труд не даёт спокойно спать ни случайным злоумышленникам,  ни преступникам с впечатляющей уголовной репутацией. Новый проект «Ведомостей» расскажет о лучших сотрудниках управления Следственного комитета Республики Беларусь по Гомельской области и громких преступлениях, совершённых в регионе.


«Зачётная» схема. 

В кабинете начальника отдела по расследованию преступлений против собственности следственного управления УСК области Любови Жигановой едва ли не 24 часа в сутки царит рабочая атмосфера. Впрочем, к напряжённому графику и особой ответственности опытному сотруднику не привыкать. Завидев журналиста, подполковник юстиции на несколько минут отводит взгляд от монитора и вводит гостя в курс дела – уголовного.

– За время работы в отделе особенно запомнилось трио мошенников под руководством достаточно грамотного главаря. В организованную преступную группу вошли сразу три уроженца областного центра, которые создавали фиктивные юридические лица. Пять образованных фирм были зарегистрированы в качестве ЧУПа, ОДО, ООО. К слову, сообщники либо сами становились учредителями, либо привлекали сторонних лиц и распределяли на них долю уставного фонда. В отдельных случаях обвиняемые самостоятельно выступали и в качестве директоров, заместителей либо снова пользовались «услугами» подставных лиц. С помощью пяти фирм мошенники заключали договоры по поставке товаров, в дальнейшем не намереваясь выполнять принятые на себя обязательства. А пострадавшие стороны – настоящие юридические лица, которые занимались оптовой торговлей, – предоставляли обвиняемым продукцию на огромные суммы, – рассказала Любовь Геннадьевна.

По её словам, далее мошенники проворачивали следующую схему – «зачётную», как любовно окрестили её смекалистые сообщники.

–  Поступивший на фирму № 1 товар «прокручивали» по заведомо подложным товарно-транспортным накладным (далее – ТТН. – Прим. авт.) и перекачивали на фирму № 2, затем – № 3 и так далее. Вскоре этот же товар перепродавали настоящему юридическому лицу. Полученные средства зачислялись на счета фирм №№ 4 или 5, то есть туда, куда по ТТН и поступал товар. Вся загвоздка в том, что юридическое лицо, которое изначально поставило продукцию на фирму № 1, так и не получало денег. Естественно, средствами, поступившими на фирмы №№ 4 и 5 от добросовестных юрлиц, мошенники распоряжались по своему усмотрению. 

Как отметила Любовь Жиганова, всего в 2015–2018 годах от действий преступного трио пострадали порядка 15 частных и государственных предприятий, организаций. Примечательно, что пять лжефирм были созданы в городе над Сожем, а понёсшие ущерб субъекты хозяйствования находились также и за пределами региона. Могилёв, Минск, Брест, Гродно – география преступной схемы отличалась широтой. К слову, двое из преступной группы были ранее судимы за мошенничество и незаконную предпринимательскую деятельность. И хотя ни один из обвиняемых не имел высшего образования, это не помешало им весьма успешно руководить «рабочим» процессом.
– Сообщники не отрицают, что совершали сделки и получали товар, – подчеркнула начальник отдела. – Однако они до сих пор не признают свою вину и считают, что их действия относятся к гражданско-правовым отношениям. Любопытно, что большинство жалоб во время следствия поступало именно от организатора преступной группы.

За восемь лет работы в СК Любовь Жиганова расследовала лично и осуществила процессуальный  контроль за расследованием более трёх тысяч уголовных дел.


Всё, кроме убийств. 

Вспоминая обстоятельства уголовного дела, Любовь Жиганова признаётся: сложность расследования подобных преступлений заключается в грамотной проверке документов финансово-хозяйственной деятельности таких недобросовестных фирм.

– На самом деле, следователь должен обладать внушительной практикой и работоспособностью, не считаться с личными интересами и жертвовать свободным временем, – констатирует собеседница. – А руководителю в свою очередь необходимо тщательно контролировать дела, которые находятся в производстве у подчинённых. 

Как оказалось, после юрфака Витебского государственного университета имени П. М. Машерова Любовь Геннадьевна связала свою жизнь с работой в милиции. Вскоре старший дознаватель стала старшим следователем – уже в УСК по Витебской области. За годы службы расследовала различные уголовные дела, начиная от алиментов, краж, грабежей, разбоев, мошенничества, вымогательства и заканчивая коррупционными преступлениями.

– Только убийства не расследовала, к своему счастью, – говорит собеседница. – Честно говоря, когда поступала в вуз, знала, что буду работать в милиции. А вот о следствии даже не задумывалась. Вероятно, выбор профессии был подкреплён преемственностью, самодисциплиной и семейным духом, ведь отец больше 30-ти лет проработал в правоохранительных органах. Конечно, близкие временами огорчаются, что я могу пропадать на работе сутки напролёт. Но, думаю, они всё понимают.


Создание Следственного комитета Республики Беларусь положило начало коренной реформе отечественной правоохранительной системы. 


Дело задело. 

Когда «зачётное» дело направили в суд, были выявлены новые факты противоправной деятельности этих же фигурантов. Расследованием ещё одного дела о недобросовестных юрлицах занимались несколько следователей, в том числе и Татьяна Халимончик. Следователь по особо важным делам отдела по расследованию преступлений против собственности подчеркнула, что поведение фигурантов уголовного дела ей запомнилось особенно.


Татьяна Халимончик мечтала стать следователем с детства.

– Изначально как таковых показаний обвиняемые не давали. Вели себя достаточно вызывающе, пытались оправдать собственные противоправные действия, постоянно жаловались, якобы дело против них возбуждено и расследуется незаконно, а предъявленные обвинения – лишь домыслы следствия. Надо сказать, что главарь организованной преступной группы был особо смекалистым, подкованным и в экономических вопросах, и в юриспруденции. Видимо, примерно десятилетие, проведённое за решёткой, поспособствовало повышению его «квалификации».

По словам Татьяны Халимончик, сообщники постоянно конспирировались, имели множество сим-карт, а особо важные переговоры вели только тет-а-тет. 

– В чём сложность расследования подобных дел? В их разветвлённости, скажем так, многоходовости, – поделилась следователь. – Ведь необходимо проследить всю преступную цепочку от А до Я.


Только факты

• В 2019 году следственными подразделениями УСК по Гомельской области возбуждено свыше 16 тысяч уголовных дел.

• Гомельская область является лидером в республике по количеству уголовных дел, оконченных в срок до одного месяца. Так, следственными подразделениями региона в прошлом году не позднее месяца завершено расследование 4351 уголовного дела.

• Следственными подразделениями области интенсивно применяются альтернативные меры пресечения, такие как залог, личное поручительство и домашний арест. По данному направлению регион занимает первое место в стране.

• В центральном аппарате Следственного комитета Республики Беларусь в ноябре прошлого года прошёл заключительный этап конкурса профессионального мастерства следователей, впервые назначенных на должности и имеющих стаж работы менее двух лет. По итогам состязания звание лучшего молодого следователя в 2019 году завоевал следователь Мозырского РОСК Юрий Полковниченко. 

• В 2017 году на Гомельщине был создан первый в стране областной Союз следователей. Помощь в разработке геральдического символа для общественного объединения оказал председатель Гомельского областного отделения Белорусского союза художников Иван Андросюк.   

Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N