Около 8000 маленьких гомельчан нуждаются в помощи логопеда. В большинстве случаев - речь исправима | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Ольга Астапенко Ольга Астапенко Автор текста
12:30 13 Ноября 2018 Общество

Около 8000 маленьких гомельчан нуждаются в помощи логопеда. В большинстве случаев - речь исправима

Трёхлетний Никита погрузился в игру «Теремок». Для него это просто интересное занятие. На самом же деле в эти минуты ведётся серьёзная работа. Никита хорошо произносит короткие слова, а длинные – усекает. Именно с помощью игровых средств логопед Елена Божок (на снимке) пытается максимально исправить невнятную речь мальчишки.



Есть профессии, где случайных людей не бывает. Логопед – одна из них. Умение общаться с детьми, быть одновременно психологом и медиком, иметь терпение и сострадание – всеми этими качествами должны обладать люди, выбравшие эту непростую профессию. Накануне Международного дня логопеда мы побывали в Гомельском городском центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ГГЦКРОиР). На сегодня здесь работает 20 педагогов-дефектологов, проходят реабилитацию более 150 мальчишек и девчонок.

Учитель-логопед Елена Божок в сфере дефектологии восемнадцать лет. Из них одиннадцать работает в Гомельском центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Говорит, эта профессия – её мечта. Елена Григорьевна всегда любила детей и теперь изо дня в день радуется их маленьким и большим успехам. За день через неё проходит по восемь ребят. За восемнадцать лет педагог помогла тысячам маленьких гомельчан. 

Елена Григорьевна выучила особый язык общения с ребятами – язык, который понимает только она и её маленькие пациенты. Считает, что большой конечный  результат зависит от самых простых, незаметных мелочей:

– К примеру, ребёнок заходит молча в кабинет, я говорю: «Сначала постучи, потом открой сам дверку, садись на стульчик». Ведь малыша, не посещающего садик, нужно ещё и социализировать. Так он учится понимать меня, я – его.  

Сказать, больше ли стало деток с нарушениями речи, педагог не может. Но вот то, что подход к своевременному выявлению этих детей стал более эффективным – однозначно. 

– Если раньше детей с речевыми особенностями мы брали в большинстве своём на коррекцию звуков, то сейчас к нам приводят даже самых маленьких. Трудности выявляются уже в раннем возрасте. Были у меня, к примеру, даже шестимесячные, – говорит Елена Божок. 

Вообще, коррекционная работа ведётся во взаимосвязи со всеми учреждениями образования города, ступенчато. В возрасте до трёх лет детишки получают помощь в центре. Потом, если требуется – в садике, далее, если проблемы остаются – в школе. Если ребёнок садик или школу не посещает, а помощь ему требуется, то с ним также работают специалисты центра. Режим работы – от двух до трёх раз в неделю. Плюс комплексная помощь – помимо учителя-логопеда ему по необходимости назначается ещё и педагог-психолог, лечебная физкультура, осуществляется сопутствующее медицинское сопровождение (в центре есть свой психоневролог).

По словам специалиста, проблемы у ребят разные. Кто-то произносит только слоги, кто-то недоговаривает слова, кто-то заикается, у кого-то маленький словарный запас, а кто-то и вовсе не говорит. Кому-то для достижения положительного результата требуется несколько недель, а некоторым много лет. Задача логопеда – развить речь, моторику, психические процессы. 

У бабушки маленького Никиты, Валентины Васильевны, четверо внуков, и лишь у Никиты проблемы с речью. Посещает логопеда совсем недолго, с конца октября, три раза в неделю, но результаты уже ощутимы. 


– Стал больше разговаривать, – улыбается Валентина Васильевна. 

Но, как правило, с детьми приходят мамы и папы. Вместе с логопедом они садятся за маленький, почти кукольный круглый столик, играют, делают упражнения. Всё для того, чтобы родители понимали суть проблемы своего ребёнка и продолжали заниматься с ним дома. Ведь задержка речи, как правило, влияет на развитие других психических процессов – мышления, памяти и так далее. 

У молодой мамы Оксаны Диваковой – первенец Денис. Ему годик и девять месяцев. Вместе с сыном Оксана несколько раз в неделю приходит на занятия. И уже у Дениса появилось звукоподражание, произносит звуки му-му, гав-гав, мяу, хотя занимаются всего полтора месяца. 

– Здесь очень хорошие специалисты. Пытаются найти индивидуальный подход к ребёнку. Сегодня нам назначили массаж и первый раз посетим психолога. Также здесь очень много наглядного материала. Дома такой вряд ли получится собрать, – улыбается Оксана. 

Вкладыши, сортёры, игровые пазлы, тактильные приспособления, магнитные доски, кукольный театр, большие и маленькие зеркала для гимнастики – в кабинете логопеда есть всё для того, чтобы исправить речь маленьким любознайкам. Даже специальный ортопедический стульчик для детишек с тяжёлыми патологиями. 

Занятия – индивидуальные. Для самых маленьких длятся до четверти часа, для детей постарше доходят до 25 минут. Практикуются и подгрупповые занятия для ребят со схожими проблемами и примерно одного возраста. 

Елена Григорьевна признаётся – работа не простая. Но вдохновляющая. Особенно когда день за днём наблюдаешь за тем, как ребёнок начинает правильно произносить буквы, слоги, слова, строит предложения. 

– Сложности работы компенсируются за счёт видимого результата. А результат есть всегда, – говорит логопед.  – Конечно, по мановению волшебной палочки ничего не случится. Если задержка речевого развития – явление временное и благодаря специалистам и работе родителей всё исправимо, то вот заикание, к примеру, может и остаться. Но мы в комплексе с медиками, психологами, родителями делаем всё возможное, чтобы наши дети умели правильно мыслить, говорить, стали достойными членами нашего общества. 

На сегодня в Гомеле насчитывается более восьми тысяч детей с особенностями психофизического развития. У большинства из них имеются речевые нарушения различной степени тяжести. Именно эти ребята нуждаются в помощи логопеда. В школах и садиках города функционирует 56 пунктов коррекционно-педагогической помощи. В специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи

обучаются более 400 воспитанников, в специальных группах – 872 ребёнка. Более чем 150 детям оказывается помощь в условиях ГГЦКРОиР. 

Всего в Гомеле с детьми, которые имеют особенности психофизического развития, работают 407 учителей-дефектологов. Большинство из них – самого высокого профессионального уровня.

Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N