Случайно упавший патрон предупредил о нападении фашистов | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Василий Дубик Василий Дубик Автор текста
14:30 15 Ноября 2018 Общество

Случайно упавший патрон предупредил о нападении фашистов

Об удивительной цепочке событий перед освобождением Гомеля от немецко-фашистских захватчиков рассказал Николай Барабанов. Журналисты «Гомельских ведомостей» побывали в гостях у 94-летнего ветерана, который из-за возраста уже не посещает торжественные мероприятия.   



Первый день Великой Отечественной войны застал 17-летнего Николая в деревне Буда Петрицкая Лоевского района. Как-то вечером к сельчанам заглянули двое мужчин из Брагина и рассказали о формировании движения сопротивления. Так  Николай  и его  старшая сестра  узнали о партизанах,  а затем и сами пришли в отряд «За Родину». Его создали на базе истребительного подразделения, который с первых дней войны вёл борьбу со шпионами и диверсантами. 

Перед началом каждой операции партизаны обычно договаривались, кто кого будет тащить с поля боя в случае ранения. Такое предварительное распределение обязанностей неоднократно спасало жизни, заверил ветеран. Ведь с медикаментами в лесу было негусто, а нести раненого для оказания  медицинской помощи приходилось на большие расстояния.   


– Воевать приходилось каждый день, – вспоминает Николай Иванович.– То наши проведут рейд в тылу врага, то фашисты в ответ  организуют облаву. Сначала я  был без оружия, но в первом же бою обзавёлся винтовкой, с которой и совершал вылазки. Позже у ребят из соседнего отряда выпросил пулемёт. 

Партизаны поддерживали друг друга и делились чем могли. Когда один из них оправлялся на задание, Николай отдал ему свой добротный плащ. Взамен получил не такую уж и тёплую куртку. Но это только на время, надеялся молодой боец, но оказалось –  навсегда. При стычке с фашистами товарищ в плаще Николая  погиб.  А холодная куртка позже сыграла свою немаловажную роль. 


«Связь с командованием поддерживали по рации девушки-десантницы, которых доставили в  наш отряд на самолёте. Когда немцы засекли радиостанцию – бросились на её поиски. И делали они это довольно хитро, –  заметил Николай Барабанов. – Для начала направляли в точку, откуда шёл сигнал, пешего человека в граж­данской одежде». 

Партизанский дозор издали заметил подозрительного мужчину. Сразу сообразили, кто скрывается за якобы обычным обходчиком лесных тропинок. Тут же как можно тише   отряд совершил марш-бросок. Чтобы пулемётная лента не мешала движению, Николай Барабанов опоясался ею.  Через  некоторое время партизаны скрылись в глубине леса.


На новом месте устроили привал, но в любую минут были готовы к действиям. 

Поэтому куртку и пулемётную ленту на ней Николай с себя не снимал. Ночью, когда температура воздуха понизилась, холод боеприпасов проник сквозь одежду. Благо под утро заработала кухня, и замёрзший молодой человек пошёл к поварам, которые готовили  еду на костре. 

Даже во время бега пулемётная лента прочно удерживала боеприпасы, а здесь один из патронов взял да и выпал. Более того, угодил прямо в огонь. Как боец не старался, но достать упавший боеприпас из костра не сумел. В лесной тиши гулко разнёсся взрыв пат­рона. Это послужило партизанам сигналом к тревоге. Все тут же зашевелились, взяли в руки оружие и заняли круговую оборону. 


– Как только все залегли, услышали шум моторов фашистского транспорта. Как поз­же стало известно, захватчики узнали место лагеря и намеревались всех уничтожить.  Враги обстреляли наших часовых и стали вести прицельный огонь по отряду. Один за другим погибали боевые товарищи, – с горечью говорил ветеран. – У нас командиром взвода был хороший и смелый хлопец из Грузии. Он встал в полный рост и с криком «Вперёд! За Сталина! За Родину!» повёл нас прямо на оккупантов. Мы стреляли и бежали вперёд. Второй взвод подхватил атаку. И тут команды карателей отхлынули. Фашисты быстренько сели в свои машины и смотались.

К началу освобождения Беларуси партизаны проявляли  всё большую активность. Находили и уничтожали вражеские склады с оружием и боеприпасами, захватывали  провиант и животных, которыми делились с местным населением. Фашис­ты ещё ожесточённее проводили свои карательные операции. Во время одной из таких – сожгли Буду Петрицкую. В числе погибших оказались и родители Николая.

После освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков Николаю Ивановичу поручили патрулировать город. Однако никаких происшествий на вверенном ему участке от площади Ленина до улицы Рогачёвской не происходило. Гомельчане восстанавливали жильё и  предприятия. Заботились не только о родных, но и незнакомых людях. 

Бывший партизан  хотел вое­вать  и освобождать Родину. Попросился на передовую, но ему отказали. Тогда молодой человек стал буквально обивать пороги военкомата. В конце концов его настойчивость оценили и  направили в Красную армию. Великую Победу  Николай Барабанов встретил на службе в  подраз­делении  противовоздушной обороны.




видео : https://vk.com/video-15281208_456239132


Автор фото: Евгений Эстер

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N