Прокурор Гомеля напомнил о преступлениях времен войны и рассказал, почему поисковикам будет нелегко | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
belkagomel.by belkagomel.by Автор текста
16:59 28 Августа 2021 Общество

Прокурор Гомеля напомнил о преступлениях времен войны и рассказал, почему поисковикам будет нелегко

К теме общереспубликанского расследования фактов геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны вплотную подступились и в Гомеле, пишет городской журнал "Белка". Раскопки в самом городе и окрестностях до конца октября будет проводить 52 отдельный специализированный поисковый батальон. Тем временем городская прокуратура продолжает собирать документы, подтверждающие массовые расстрелы на территории областного центра. Что известно на сегодня, рассказывает прокурор Гомеля Юрий Булынко.


Фото historyrussia.org

В списках больше 100 тысяч фамилий

– После освобождения города, в 1944-1945 годах, в Гомеле работала Специальная комиссия по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Результаты её работы систематизированы в многотомник, который сегодня хранится в Государственном архиве Гомельской области. Согласно документальным свидетельствам, расстрелы проводились между деревнями Лещинец и Давыдовка, в том числе в сквере в границах нынешних улиц Барыкина, Космической и Войсковой, на 3-м и 6-м километрах Речицкого шоссе.

Кроме того, в акте комиссии от 25 января 1945 года указываются и иные места: на площади Восстания на территории Центрального пересыльного лагеря №121, в специально приготовленных ямах на территории того же лагеря, в противотанковом рву, находившемся около клинкерного завода (территория бывшего детсада на улице Чонгарской дивизии), в противотанковом рву на 201-м километре железнодорожной линии Гомель-Жлобин, а также в ямах около элеватора.

Установлено, что немецко-фашистскими захватчиками было истреблено около 100 тысяч бойцов и командиров Красной армии, находившихся в лагере. Эта цифра не подлежит сомнению, поскольку гибель практически каждого подтверждена соответствующей картотекой.

К сожалению, точно нельзя сказать о жертвах из числа мирного населения. Из материалов всё той же Специальной комиссии следует, что расстреляли, сожгли живьём, повесили, замучили в тюрьме и камерах предварительного заключения, отравили газом в душегубке до 30.000 мирных граждан, в том числе 4.000 евреев. Около 25.000 погибших захоронены в указанных местах на 3-м и 6-м километрах Речицкого шоссе.


Перезахоронение жертв фашистского террора, найденных 18 ноября 1958 г. при рытье котлована под гараж около деревни Лещинец. Фото из фондов Гомельского дворцово-паркового ансамбля.

Ранее неизвестные показания свидетелей

– В декабре 1943 года Мария Праведная, которая во время оккупации работала регистратором в паспортном столе городской полиции, рассказала ужасные подробности о том, как именно и где казнили людей:

«Здание полиции находилось напротив тюрьмы и мне часто приходилось наблюдать, как немцы вывозили людей на расстрел. И днем, и ночью. Выделяли несколько полицейских, которые должны были ехать вместе с немцами как охрана, а также должны были закапывать трупы. Из разговоров со знакомым полицаем Шмигером, который часто сопровождал эти машины, я узнала, как происходила казнь. 

После высадки их полностью раздевали, заставляли ложиться в приготовленные ямы лицом вниз в два или три ряда друг на друга. После чего расстреливали из автоматов. Были случаи, когда из тюрьмы привозили на расстрел матерей с маленькими детьми. Детей бросали в ямы живыми и закапывали. Впоследствии вещи казнённых полицаи делили между собой.

Место расстрела было в небольшом лесу около деревни Давыдовка, примерно километра 3-4 от Гомеля по шоссе на Речицу на правой стороне дороги, примерно 250-300 метров. Эти места-ямы с расстрелянными я хорошо знаю, так как мне приходилось ходить этой дорогой и видеть свежие насыпи земли. Трупы зарывали совсем неглубоко, в связи с чем весной и летом 1943 года особенно был большой запах». 

“Новые” сведения из архивных документов

– А вот что говорится в акте «О раскопках могил массового расстрела советских граждан на 3-м километре шоссе Гомель-Речица на территории военного городка». Датируется документ 16 января 1944 года.

«Для исследования и установления причин смерти из ямы было извлечено 5 трупов. Среди них оказались три женщины, один мужчина и один ребёнок. Трупы лежали в яме вниз лицом. Лица закрыты руками, одна из женщин лежала на коленях в полусогнутом состоянии, а под ней лежал ребёнок. У четырёх трупов обнаружены на головах кровоподтёки. Огнестрельных ран не установлено. У ребёнка вообще отсутствуют признаки убийства каким-либо посторонним предметом. Данные обстоятельства указывают на то, что людей били тяжёлыми предметами по голове, после чего в беспорядке сваливали в яму, а мальчик был зарыт живым». 

Не менее красноречив составленный 14 декабря 1944 года акт «О массовых расстрелах немцами советских граждан города Гомеля, совершённых на 3-м и 6-м километрах Речицкого шоссе». Не верить показаниям свидетелей, записанных по свежим следам, у нас нет никаких оснований.

Почему сейчас

—  Многие спрашивают, зачем бередить память? Отвечу — во имя справедливости. У этих невинно убитых людей живы родственники, и они хотят знать правду. Вообще правильно сказал Президент — весь мир должен знать правду, что происходило на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны. О геноциде из политических соображений долгое время молчали, но как показало время — зря.

Однако раскопки не будут легкими. Когда к городу стали подступать части Красной армии, фашисты, понимая, что возмездия не миновать, постарались скрыть следы своих бесчеловечных злодеяний. Так, в октябре 1943 года часть леса возле Давыдовки, где проводились массовые казни мирного населения, они вырубили, провели раскорчёвку, а землю вспахали и засеяли озимыми. В урочище Лещинец могилы вскрывали, извлекали трупы жертв и предавали их огню. В двух местах немцы и полицаи разложили большие костры, куда носили расстрелянных и на них сжигали.

Помимо работы в архивах, вместе с коллегами из Следственного комитета мы ищем гомельчан, которые видели вживую геноцид белорусского народа в годы войны  и готовы поделиться своими воспоминаниями. Мы принимаем любую информацию, способную пролить свет на неизвестные страницы истории.

Телефон прокуратуры Гомеля – (0232) 23-26-02, Гомельской области – (0232) 22-50-70. Электронный адрес: gomel@prokuratura.gov.by.


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N