Профориентация: как гомельские школьники выбирают путь в жизни | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Олеся Шацкая Олеся Шацкая Автор текста
11:30 26 Мая 2022 Общество

Профориентация: как гомельские школьники выбирают путь в жизни

«Кем ты станешь, когда вырастешь?» – спрашивали у нас родители когда-то, а теперь мы сами задаём этот вопрос детям и ждём, что они обязательно ответят. Как будто не помним, как это бывает сложно – сделать один из самых важных выборов в жизни. Как сегодня можно помочь школьникам с самоопределением, рассказывает профориентолог средней школы № 72 Гомеля Тамара ШАНДРОХА.


ОДИН НА ОДИН. 

По словам Тамары Тихоновны, выбору будущей профессии в образовательном процессе уделяется много внимания. Психологи проводят профориентационные тесты, социальные педагоги организовывают встречи со специалистами, в рамках информирования на классные часы приходят специалисты профессиональных учебных заведений, в нашем городе проводятся Дни открытых дверей и 
профсубботы, доступны экскурсии на предприятия, чтобы познакомить детей со спецификой той или иной работы. При этом подростку порой сложно выбрать какое-то одно направление, особенно если интересов много, а уверенности в себе – не очень.

Имеет значение и позиция родителей, которая бывает очень категоричной. Например, по поводу престижности той или иной профессии. И как тут определиться? Тамара Тихоновна убеждена, что во всей этой схеме не хватает очень важного вида работы – индивидуального профконсультирования. Ведь одно дело – пройти тест и получить на руки загадочный результат, который подростку трудно проанализировать самостоятельно, а другое – соотнести этот результат с мечтой и определить уникальный путь к желанной работе. Это и есть задача профориентолога, за которой, как за верхушкой айсберга, скрывается нелёгкий, но очень интересный труд.

  • Правила выбора профессии: изучи себя, изучи мир профессий, а потом сопоставь. 

«ЛИКБЕЗ» И ПРОХОДНЫЕ БАЛЛЫ. 

По мнению специалиста, чтобы определить, куда ребёнку двигаться после школы, достаточно в среднем четырёх консультаций. Первая проходит в присутствии родителей, ведь важно определить запрос: чего хотят родители, чего хочет сам ребёнок, насколько они совпадают. Две следующие консультации проводятся уже с подростком, и первое домашнее задание, которое он получает, – это взять у родителей, бабушек, дедушек и прочих родственников дома небольшое интервью.

– Как ни странно, некоторые дети действительно не знают, кем работают их родители. А если знают, то не представляют, чем они занимаются на работе, как строился их карьерный путь, как они вообще выбирали профессию, – рассказывает Тамара Тихоновна. 

Процесс профессионального самоопределения запускается уже на этапе заполнения анкеты, которая, к слову, является авторской разработкой специалиста. Например, деля школьные предметы на любимые и нелюбимые, подросток уже может сузить пространство для выбора. Очень важный момент – указать оценки по ним: те, что стоят в дневнике, и те, которыми школьник оценивает себя сам. Подростки сами прекрасно чувствуют свой потенциал и знают, где могут добиться большего, если захотят.

– Ребят очень мотивирует на учёбу, когда я предлагаю им посчитать средний балл своих отметок за четверть или год, – делится Тамара Шандроха. – Когда мы начинаем сопоставлять эти цифры с проходными баллами, появляется дополнительный стимул повысить успеваемость. И если подросток пришёл на консультацию не слишком поздно, он действительно может добиться больших результатов.


ПУТЬ К МЕЧТЕ. 

Имеет значение буквально всё: хочет подросток в будущем работать один или в коллективе, работа должна быть спокойной или подвижной, с большой долей ответственности или нет, каким хочет видеть свой заработок и так далее…

– В итоге мы приходим к наиболее подходящим специальностям. И тут не следует забывать о мечте, какой бы невероятной она ни была, ведь мечта – это магнит, который тянет вперёд, несмотря на препятствия, – считает специалист. – Из всего этого складывается индивидуальная формула выбора профессии.

Самый интересный этап работы для Тамары Шандрохи – это анализ анкеты, проведённых тестов, бесед с подростком и родителями, в результате которых всегда вырисовывается траектория, и не одна. С четвёртой индивидуальной консультации подросток уходит, имея на руках расписанный буквально по годам путь к профессии, которая наиболее ему интересна. Такие ребята уже не волнуются по поводу будущего, потому что знают направления своего профессионального развития и учебные заведения, в которых могут получить не одну специальность, а несколько, и свою будущую профессию могут сложить как пазл из своих компетенций и реализовать все способности и таланты.

ШКОЛЬНИКИ ГОВОРЯТ. 

Ребята, посещавшие профориентационные занятия, поделились мнением.

Егор, 9 класс:


– Больше всего из школьных уроков я люблю историю, поэтому в будущем хочу посвятить свою жизнь либо этой науке, либо психологии. Я считаю, что они очень связаны, ведь на все мировые процессы влияет в первую очередь человеческое сознание, а значит, история напрямую зависит от людей. Родители поддерживают меня. Может, сначала они и хотели, чтобы я стал медиком или юристом – это же престижно. Но сейчас они видят, что мой интерес – это серьёзно, и считаются с этим. В будущем я вижу себя создателем образовательного проекта по истории, с которым выйду в интернет, а ещё репетитором. Помимо этого, люблю шахматы. Впервые ими заинтересовавшись, я быстро понял, что шахматы – это нечто большее, чем просто игра. Её искусство спрятано в человеческом сознании, ведь каждый человек играет по-своему. Так что всё всегда зависит от людей. Осознав это с помощью профориентационных занятий, я почувствовал себя увереннее и спокойнее. Раньше я больше волновался о будущем, но сейчас понимаю, как связать мои увлечения в одно и реализоваться.

Даша, 9 класс:


– Я продолжу учёбу в 10 и 11 классах, планирую готовиться к поступлению в вуз. Я долго не знала, кем хочу быть, потому что мне нравятся сразу и редактура, и психология, но сейчас больше склоняюсь ко второму варианту. Моя мама – медсестра, и она меня очень поддерживает, папе тоже по душе мой выбор. После профориентационных занятий в школе я стала лучше понимать, куда поступать, что для этого нужно. Я выбираю между Гродненским и Гомельским медицинскими университетами, а пока хожу к репетитору по химии, на факультатив по математике, а летом займусь биологией. У меня впереди два года, так что есть время подготовиться, главное – сейчас я знаю, чего хочу.

Ангелина, 8 класс:


– Мама хотела, чтобы стала врачом, и я тоже думала, что это будет хорошим вариантом. Но когда я перешла в класс химико-биологического профиля, то поняла, что это не моё. Так я решила посвятить себя самому главному моему увлечению – музыке. Через год буду поступать в Гомельский государственный колледж искусств имени Н. Ф. Соколовского на хоровое дирижирование, а потом хочу стать учителем музыки. Забавно, но в моей семье все всегда выбирали спорт, никто даже просто не пел, а я стала первой. Но мама сказала мне: «Если есть цель, нужно к ней идти, у тебя всё получится!» И я иду. Моя семья в меня верит, и с их поддержкой я чувствую себя способной исполнить свои мечты.

Артём, 9 класс:


– Я очень люблю музыку. И слушать, и сочинять. Меня вообще привлекает сфера искусства в самых разных его проявлениях, а особенно – художественное. С родителями мы часто посещаем выставки в нашем городе, например, в картинной галерее Г. Х. Ващенко. При этом мои родители не люди искусства: мама – бухгалтер, папа – инспектор МЧС, – но общее увлечение нас сближает. Я пока не определился с профессией, у меня ещё два года впереди, чтобы это сделать. Смотрю в сторону филологии, потому что люблю читать книги, а ещё – на экономику, ведь бизнес – это очень перспективное направление. Кажется, передо мной открыты все дороги.

Автор фото: автора

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N