«Позеленели» от любви к природе: экообразование в СШ № 69 | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дарья Моложавская Дарья Моложавская Автор текста
10:00 10 Февраля 2021 Общество

«Позеленели» от любви к природе: экообразование в СШ № 69

Экообразованием нужно заниматься смолоду – сегодня это уже ни у кого не вызывает сомнений. Согласитесь, какими бы удобными ни были контейнеры для раздельного сбора мусора, если человек не осознает, для чего мусор нужно разделять, толку не будет. Так же, как и убеждения не брать без необходимости пакет в магазине не возымеют действия, если покупатель не понимает своего участия в росте мусорной горы. 

Ольга Мохорева, Ольга Головацкая, Ольга Насиковская и Татьяна Корженевская знают, как сделать экообразование интересным и увлекательным.

Вовлечься в экологическую тему со школьной скамьи помогает проект «Зелёные школы», который несколько лет реализовывается в Беларуси. Год назад к сторонникам экодружественного образа жизни подключилась средняя школа № 69. И уже по итогам 2020 года учреждение получило диплом третьей степени с присвоением статуса «Зелёная школа». Узнали, как им это удалось. 

  • В Беларуси статус «зелёных» имеют около 300 образовательных учреждений,на первое сентября 2020 года в Гомельской области их было 36. 


Стать участником проекта может любой детский сад или школа. Но для этого в учреждении необходимо проводить работу по нескольким заданным эконаправлениям: энерго- и водосбережению, обращению с отходами, изучению биоразнообразия и качества атмосферного воздуха, популяризации экологической тематики. Собственно, этим и занялись дети, родители и учителя СШ № 69.

80 килограммов крышечек, 170 килограммов батареек и около 40 тонн макулатуры. 

К темам водо- и энергосбережения творческая экокоманда подошла со всей ответственностью. Составили схему школы, нанесли на неё все источники света, технику, которая потребляет электричество, а также источники воды и места её потребления. От всех небезразличных принимались любые предложения по поводу того, как можно снизить потребление ресурсов. 

– Наши дети знают, что на переменах в классах мы выключаем свет, который на уроках нам необходим в пасмурные тёмные дни. По крайне ймере, там, где есть двойной выключатель, свет наполовину убираем, – рассказывает учитель географии, а с недавнего времени куратор проекта Ольга Насиковская. – Но если в школе, в общем-то, экономия ресурсов всегда была на контроле, то у себя дома школьники пришли к интересным выводам. 

Пожалуй, самым наглядным экспериментом стало изучение количества воды, используемой во время чистки зубов. Вместе с родителями опытным путём учащиеся доказали, чего можно добиться, просто закрутив вовремя кран.  


– Если смочить щётку, наполнить стакан и чистить зубы при выключенном кране, то вы израсходуете примерно 250 миллилитров воды. А во время даже непродолжительной чистки при открытом кране вытекает примерно три трёхлитровые банки жидкости. И это мы говорим про одного человека. А если семья состоит из четырёх, экономия в четыре раза больше, – поделилась результатами учитель биологии Татьяна Корженевская.

Также ребята предложили при мытье посуды взять на вооружение пробку для закрытия сливного отверстия. Тогда, как и в случае с чисткой зубов, воды убежит в разы меньше, чем в ситуации, когда кран с водой не перекрывается до последней грязной тарелки. 

– Детям интересно, они исследуют, начинают экономить и вовлекают в этот процесс родителей, которые начинают по-другому смотреть на привычные бытовые процессы, – отмечает Татьяна Корженевская.

Во всём мире экологи и активисты думают над тем, как уменьшить количество отходов на планете – мусорные свалки и полигоны того и гляди заслонят городам солнечный свет. Озабочены данной темой и в СШ № 69. 

– Например, мы не выбрасываем обрезки ткани, которые остаются на уроках труда после пошива фартуков и других изделий, даём им вторую жизнь, – рассказывает учитель труда Ольга Головацкая. – Собираем все лоскутки, сшиваем и снова используем – шьём прихватки, одеяла, подушки. Если кто-то из ребят не может принести на урок ткань, то есть возможность сшить изделие из вот такого лоскутного отреза. А ещё в этом году начали собирать пластиковые ползунки, которые остаются после ремонта и замены жалюзи. У нас есть несколько интересных развивающих идей, как их можно использовать на уроках труда.


Нашли в школе применение и растительным отходам. Ещё задолго до начала работы над проектом здесь организовали контейнер для компостирования растительных отходов, в который отправляются все сорняки с клумб, ветви и прочий растительный мусор. И уже сегодня при озеленении территории в школе используется экологическое удобрение, которое образуется в контейнере самым естественным образом. 

Также в школе организован отдельный сбор пластиковых крышек, в холле учреждения размещены специальные контейнеры для сбора отработанных батареек. И конечно, как и все школы страны, 69-я собирает макулатуру. 

Чтобы претендовать на звание «Зелёной школы», экоэнтузиасты СШ № 69 должны были начать анализировать качество атмосферного воздуха на прилегающей территории. Некоторые учреждения образования, которые давно работают в проекте, оснастились для этой цели специальным оборудованием: мини-метеостанциями, газоанализаторами и прочим. Не имея такой технической возможности «зелёная» команда 69-й воспользовалась природными способами. 



– Мы изучаем атмосферный воздух по хвойным деревьям, – объяснила Ольга Насиковская. – Недалеко от нашей школы растут еловые деревья, и, потратив немного времени, по состоянию их иголок можно получить некоторую полезную информацию. Иголки нужно несколько раз собрать, измерить их длину, следить за тем, как происходит усыхание, насколько они при этом укорачиваются – есть специальная методика. 

Иголки близлежащих деревьев позволили команде сделать вывод о том, что качество атмосферного воздуха на прилегающей к школе территории – в пределах нормы. Так сложилось в том числе благодаря домам, которые заслоняют школу от шумного Речицкого проспекта. На этом останавливаться участники экокоманды не хотят: планируют освоить лихеноиндикацию – метод мониторинга загрязнения окружающей среды с помощью наблюдения за лишайниками и мхами. 

В школе проходит выставка кормушек для птиц, которые изготовили дети вместе с родителями. В скором времени экспонаты будут использоваться по прямому назначению. 

Безусловно, одним из интереснейших занятий в рамках проекта и для учителей, и для детей является изучение биоразнообразия. Какие птицы поют, а какие свистят, что за растения окружают родную школу, когда появляются бабочки – Татьяна Корженевская вместе со школьниками ищет ответы на все волнующие вопросы. К увеличению биоразнообразия присоединяются и родители – в прошлом году дети с мамами и папами высадили рядом со школой аллею из туй. 

Понятное дело, что вопросы экологического образования не должны оставаться в стенах одной школы. Ведь чем больше людей про них будет узнавать и присоединяться к экодружественному образу жизни, тем чище будет в нашем городе и в стране, тем в большей сохранности будет природа всей планеты. Понимают это и в СШ № 69, и за семью печатями свои эконаработки не держат. 

– По всем направлениям мы подводим итоги, – рассказывает педагог-организатор Ольга Мохорева. – Все выводы дети переносят на рисунки, фотографии, в видеоролики, просмотр которых запускаем на всех доступных площадках – в родительских чатах, перед началом школьных мероприятий. 

В школе мы и раньше занимались экологическим образованием, у нас всегда был один из красивейших ландшафтных дизайнов при оформлении клумб, мы собирали крышечки, пользовались компостным контейнером и изучали биоразнообразие. Но, участвуя в проекте, эту работу систематизировали и вывели на новый уровень. Мы с коллегами считаем, что экологические знания нужны каждому современному человеку, который понимает свою ответственность за состояние окружающей среды. И ещё нам это очень интересно. 


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N