«Не бояться показать, что ты чего-то не знаешь»: учитель гимназии № 51 Оксана Ткаченко о современных детях, призвании и жизни | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
Анна Пащенко Анна Пащенко Автор фото
11:00 03 Октября 2022 Общество

«Не бояться показать, что ты чего-то не знаешь»: учитель гимназии № 51 Оксана Ткаченко о современных детях, призвании и жизни

К сожалению или к счастью, в жизни людей бывают моменты, которые делят всё на до и после. Для Оксаны Ткаченко такой момент наступил в 2014 году. Учитель-методист, имеющая авторские программы, отличник образования Украины, педагог, практически 25 лет проработавшая в гимназии № 70 города Донецка, была вынуждена уехать. В Гомеле ей пришлось всё начинать с нуля. Без званий, без статуса, но с огромной любовью к своему делу и негасимым огнём лидера. Сегодня Оксана Леонидовна преподаёт в одном из лучших учреждений образования нашего города – гимназии № 51 – и является классным руководителем 5 «Г», в обучении которого используется прогрессивный STEAM-подход.



Как любовь… с первого взгляда. 

Педагога мы, как всегда, застаём в окружении детей. Ничего удивительного, скажут многие. Но нет, речь идёт об атмосфере абсолютного доверия и взаимного интереса. Когда просим нескольких ребят подняться для совместного фото, встаёт весь класс, причём буквально облепливает Оксану Ткаченко. Но ученикам пора идти в столовую, а у нас есть окошко, чтобы расспросить о важном.

– Стать учителем я мечтала с детства, сколько себя помню, – улыбается педагог. – Сначала кукол учила, затем брата, который младше меня на семь лет. В этом я видела своё призвание и ни в какой другой профессии даже представить себя не могла. 

Правда, у родных на девушку были другие планы. В семье Оксаны Леонидовны одни инженеры и юристы, так что и ей прочили карьеру в адвокатском деле. Да и такие качества, как коммуникабельность, умение находить компромиссы, сглаживать острые углы, приходились весьма кстати. Но девушка в своём решении оказалась категорична. 


– Бороться со мной было бесполезно, начиная, наверное, с трёхлетнего возраста. Мой дедушка, возглавлявший конструкторское бюро, любил повторять своим подчинённым: «Вот сейчас поставлю свою внучку, и вы все вместе её не переубедите!» – смеётся учитель. – Поэтому семья мой выбор приняла и не отговаривала. Но в приёмную комиссию никто со мной не пошёл. Сама подала документы, сдала вступительные экзамены и при конкурсе 8,5 человека на место поступила в педагогическое училище Донецка.

Потом было ещё два высших (филологический факультет и начальные классы, психология), но работать девушка начала сразу – с 18 лет. 

– Знаете, когда я впервые вошла в класс, не чувствовала никакого страха. Наверное, это был юношеский максимализм и безумная уверенность в своих силах. Вот сейчас, проводя открытые уроки или участвуя в педагогических конкурсах, испытываю больше волнения, чем 30 лет назад, – признаётся Оксана Ткаченко. – А тогда всё получилось с первого раза. Как любовь – с первого взгляда.


«Вам учитель нужен?» 

Не поверите, на протяжении долгого времени единственным местом работы педагога была гимназия № 70 в родном Донецке. По большому счёту здесь специалист добилась всего, чего только может добиться педагог: получила высшую категорию, категорию «учитель-методист», имела авторские программы, которые работали по всей области, и даже была удостоена звания «Отличник образования Украины». Но события, начавшиеся в 2014 году, перевернули всё с ног на голову. Привычная, размеренная жизнь закончилась, и теперь нужно было начинать сначала, только уже в другом месте. Выбор пал на Гомель.

– Сюда в 1989 году переехала моя мама, хотелось быть поближе к ней, – рассказывает собеседница. – Была возможность отправиться к родственникам в Питер, но с мамой и так долгое время находились далеко друг от друга. Это и стало решающим фактором. Приехала я в пятницу, а в понедельник уже отправилась искать работу. 

Вначале Оксана Леонидовна обошла несколько городских учреждений образования, но в них нужной вакансии не оказалось. И абсолютно случайно незнакомая женщина посоветовала обратиться в гимназию № 51. Это ли не знак? Педагог прислушалась к подсказкам Вселенной. 

– Лето, ремонт, что-то красят, ремонтируют, Александр Павлович в спортивном костюме, – с улыбкой вспоминает Оксана Леонидовна, говоря о первой встрече с директором учреждения Александром Пахучим. – Я зашла и прямо спросила: «Не нужен ли вам учитель начальных классов?» 

Вот так просто всё и закрутилось, педагогу доверили первый класс. Но доказывать, а точнее, подтверждать своё профессиональное мастерство всё же пришлось. 

– Мы написали запрос в Министерство образования Беларуси о досрочной сдаче экзамена на присвоение высшей категории. В 2020-м я получила уже учителя-методиста. Конечно, было волнительно, не волнуются только дураки, – признаётся учитель. – Когда задана высокая планка, ей нужно соответствовать. А в целом здоровые амбиции – это хорошо. Такому подходу учу и детей. 

Сегодня Оксана Леонидовна – классный руководитель 5 «Г» класса. Причём этих детей она ведёт с первого дня обучения. В подготовке учеников используется прогрессивная система STEAM (первые буквы английских слов – наука, технология, инженерия, искусство и математика). То есть комплексный подход, основанный на целостном восприятии мира. К этому году для ребят, занимающихся по экспериментальной программе, обустроили специальную STEAM-лабораторию. 

– Знаете, наверное, эти события должны были со мной произойти, – делится мыслями учитель. – Ты всё имеешь, жизнь удалась и где-то даже расслабляешься, а потом бах! – и словно обнуляешься. Всё делится на до и после. Но для меня в конечном итоге это стало большим стимулом, сподвигло на ещё более высокий результат. 


  • Любимая книга Оксаны Ткаченко – «Мастер и Маргарита» Булгакова. Она постоянно её перечитывает, начиная с седьмого класса.

Начинаем гуглиться. 

Мы часто ругаем современных детей. Заводим ту самую пластинку: «А вот в наше-то время…» Но Оксана Ткаченко абсолютно уверена, что нынешние дети уникальны. И это не просто слова. К примеру, Арсей Борков умудряется выигрывать олимпиады, представлять нашу страну на международном музыкальном конкурсе в номинации «Балалайка» и играть в теннис, с которым хочет связать свою жизнь. Кирилл Жигунов и Андрей Краснов, будучи в четвёртом классе, обошли на олимпиаде по истории учеников из восьмых–девятых. 


– Они очень умные, начитанные, в вопросах высоких технологий уже на голову выше нас, – считает педагог. – Я учусь вместе со своими детьми каждый день. Ребята занимают призовые места на олимпиадах по информатике и в программировании разбираются определённо лучше, чем я. Так что сейчас ученики – мои главные помощники и в робоклассах, и во многом другом. Каждый из них сам может выступить в роли учителя, всегда готов помочь однокласснику. Это и есть технология кооперативного обучения.

Современные дети очень много визуализируют, умеют работать с разными источниками информации, учатся отбрасывать лишнее. 

– Как они говорят, мы начинаем гуглиться, – улыбается Оксана Леонидовна. – На любой вопрос ищут как минимум три источника, в которых совпадут факты. Мне с ними реально интересно. Когда-то я сказала ребятам, что не перестану их удивлять. И попросила, чтобы и они меня удивляли. И дети это делают. Каждый раз. Тащат интересные факты, всевозможные подходы. Они ждут проблемные вопросы, где нужно рассуждать, предполагать, выдвигать свои идеи. Думаю, у нас прекрасный взаимообмен. 


В настоящее время в классе 30 учеников. Согласитесь, это много. И каждому нужно уделить внимание. Но глядя, с каким энтузиазмом педагог ведёт занятия, кажется, что её энергии хватит ещё на столько же. 

– Чему я хочу научить детей? Думать. В любой ситуации включать голову, анализировать, что происходит, – признаётся Оксана Ткаченко. – Очень хочется, чтобы никто извне не мог воздействовать на их позиции. 

Также учитель старается всеми силами развить у ребят эмоциональный интеллект. 

– Всё нужно пропускать через душу. Только тогда мы поймём и оценим. Тогда будем делать выводы. Добиться результата любой ценой – это не результат. Да, целеустремлённые люди прекрасны. Но достигать своих целей, шагая по головам, – это не есть достижение. Надо уметь сотрудничать, а ещё сопереживать, – говорит педагог. – Важно чувство команды, ведь один в поле не воин. Качественный продукт можно создать только благодаря квалифицированной команде. Причём мало создать, необходимо ещё и красиво презентовать. Как говорят дети, недостаточно написать эссе. Эссе надо обуть в туфельки и завязать красивый бантик, он и будет изюминкой. 


  • Есть одно замечательное высказывание. Если ваше хобби – работа, поздравляю, вы счастливый человек. У меня это примерно так. Оксана Ткаченко

Видеть солнце – это уже большое счастье. 

Говорят, мы – то, что мы делаем, и всё же в жизни каждого человека много ролей. Оксана Леонидовна не только преданный любимому делу учитель, ещё она мама, а с недавних пор – бабушка: чуть больше восьми месяцев назад у неё появился долгожданный внук. 


– В чём смысл жизни? В том, чтобы просто жить. Просыпаться по утрам, смотреть на небо, видеть солнце. Это уже большое счастье. Особенно для меня, – не скрывает чувств педагог. – И мы должны это ценить. Благодарить Бога, что живы, здоровы. Всё имеет цену, а жизнь бесценна. Поэтому каждому нужно учиться жить и радоваться этой жизни. 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N