Как формировать у малыша правильное поведение: советы психолога | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Елена Байдан Елена Байдан Автор текста
12:59 10 Октября 2021 Общество

Как формировать у малыша правильное поведение: советы психолога

Первые три года ребёнка – важные для воспитания. В это время нужно сформировать у малыша правильное поведение. Полезными советами с родителями поделилась  доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф. Скорины, кандидат психологических наук Наталья НОВАК.

– На какие этапы можно разделить период развития ребёнка от года до трёх лет?

– В психологии первые три года жизни подразделяются на новорождённость (один-полтора месяца), младенчество (до года) и раннее детство (от года до трёх лет). Признаком перехода от первого периода ко второму является комплекс оживления.  Это положительная эмоциональная реакция ребёнка, вздрагивание ручек и ножек в ответ на улыбку мамы. Показателями перехода к раннему детству –  первые слова и шаги малыша. Поскольку детки разные, границы этих стадий развития могут варьироваться.

– Воспитание мальчиков и девочек отличается?

– При воспитании разнополых детей возрастом до трёх лет нет чёткой разницы ни в проявлении эмоциональной заботы и любви, ни в выборе игрушек, ни в воспитательном подходе. Но разница заметна при гигиеническом уходе. Также есть различия в темпах психического роста: у девочек интенсивнее интеллектуальное и социальное развитие, у мальчиков – физическое. Но это достаточно обобщённые признаки. Если заглянуть в ясельную группу, многие мальчики выглядят мелковатыми на фоне девчат, но также немало ребят намного общительнее и сообразительнее, чем их одногодки-девочки. 

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок научился (сначала с помощью взрослого, а примерно к двум годам сам) убирать игрушки, не мучить животных, обнимать папу, вернувшегося с работы, или быть готовым пожалеть мамину руку, по которой сам же нечаянно ударил. Поэтому и тех, и других с ранних лет нужно приучать к аккуратности, самостоятельности при самообслуживании, бережному отношению к вещам. Требуется прилагать усилия по формированию ответственности, коммуникативных навыков ребёнка. Важно, каким тоном, например, разговаривает двухлетний малыш с родителями или бабушкой, умеет ли он адекватно выражать свои потребности или закатывает истерики, дерётся ли с детьми при малейшем недовольстве. Стоит учить распознавать разные эмоции, правильно оценивать экспрессивные проявления человека, определять свои чувства и, конечно, важно обучать адекватно их выражать. Учите всему этому через игру, а не в форме нотаций. Станьте примером общения и эмоционального реагирования.

С первых дней родители формируют характер и особенности поведения ребёнка через мимику, жесты, слова, запреты и дозволения, а особенно через действия и поведение. Чем больше женственности в матери, тем выше вероятность того, что в структуре полоролевой идентичности девочки будут выражены черты феминного типа. И чем больше мужественности в поведении отца, тем больше шансов у мальчика стать достойным представителем сильного пола. 

На более поздних этапах онтогенеза различия в воспитании с учётом пола играют более значительную роль.

– На какой стадии воспитания родителям нужно безграничное терпение? 

– Особый период проверки на прочность – так называемый кризис трёх лет. Хотя у современных детей он может начаться и в 2,5 года. Данный переломный момент можно обозначить фразой «Я сам!» Ребёнок стремится быть самостоятельным, негативно реагирует на желание помочь. Он может демонстрировать негативизм, раздражительность, гневаться, если взрослые не понимают его стремления к независимости. Важно не сломать первые ростки автономии малыша, которые многие путают с непослушанием, капризами, строптивостью.

– Чем может обернуться чрезмерная тревожность мамы? 

– Излишняя опека и тревога за ребёнка формируют у него чувство неуверенности, некомпетентности. Транслируемый страх неудачи негативно сказывается на самооценке малыша. Неуверенная в себе, постоянно тревожащаяся, эмоционально нестабильная мать формирует у ребёнка установку: «Мир опасен, вокруг небезопасно. С тобой обязательно случится что-то плохое». В таком случае наиболее частыми вариантами позиции детей могут быть: «Безопасно только с мамой» (основа для формирования созависимых отношений), «Я неспособен, я никто» (комплекс неполноценности, чувство собственной никчёмности), «Я должен замереть и не шевелиться, чтобы никуда не вляпаться» (запрет на собственную активность, жизнь). В окружающем мире много опасностей, но родителям важно разрешить ребёнку «быть».  Например, вместо «нельзя рвать книги, ломать игрушки, пачкать платье, брать инструменты, лезть в розетку» лучше  обеспечить такие условия, в которых малышу будет максимально безопасно, и он сможет свободно экспериментировать и познавать мир.

– Формируется речь – значит, и мышление. Как помочь заговорить? 

– Существует тесная связь между развитием мышления и речи. При этом большую роль играет развитие мелкой моторики рук. По общему заблуждению мамочки, которые стремятся ускорить психическое развитие ребёнка, закупаются дорогостоящими пособиями. Но на самом деле малышу не нужны дорогие игрушки. Он не видит разницы между специальными бусинами и фасолью. Играть можно прищепками, сортировать семечки, крупы, надевать макаронины на спагетти, застёгивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки на одежде.


До трёх лет здоровье ребёнка и воспитательный эффект зависят в первую очередь от психоэмоциональной близости с матерью. Отец также является важной фигурой, его роль заключается в обеспечении условий для спокойствия и безопасности семьи, в проявлении эмоционально положительного отношения к жене и малышу.

– Можно ли сюсюкать?

– Повторение «детской речи» тормозит процесс речевого развития. Подражание в этом случае приведёт к регрессу. 

– До трёх лет малыши эгоцентричны? Это нормально?

– Эгоцентризм – характеристика всех детей раннего возраста. В силу недостатка перцептивного и жизненного опыта им кажется, что мир состоит из их непосредственного окружения, ничего больше не существует. Интересным примером являются эксперименты швейцарского психолога Жана Пиаже. Когда у ребёнка спросили, есть ли у него брат, он ответил: «Да». А на вопрос, есть ли у твоего брата брат, он ответил: «Нет». Другим примером эгоцентризма являются рассуждения ребёнка о том, что ветер дует, потому что качаются деревья. 

– Есть одно волшебное слово «надо». 

– Если нет каких-либо психических или неврологических отклонений, ребёнок вполне способен усвоить значение слов «надо» и «нельзя». Важно, чтобы их было немного. Кроме этого, для выработки нужной реакции на слове «надо» требования взрослых должны быть выполнимы для него.

Находиться в неподвижном состоянии малыш в этом возрасте ещё не может. Умение подождать, посидеть требуется упражнять постепенно. Оно сформируется после трёх лет. А пока что лучше занять его интересным делом. Например, можно предложить игру «Какого это цвета?», «Какие фрукты и ягоды ты знаешь?», вспомнить, как разговаривают разные животные, где они живут. 


Игры в смартфоне не развивают трёхлетнего ребёнка. 

Это делает предметно-манипулятивная деятельность. Ему нужно всё трогать, нюхать, пробовать на вкус, а не отстранённо смотреть. Если учите цвета, то лучше – на примере реальных предметов. Если это названия животных, то используйте фигурки или найдите возможность показать их вживую. Для развития мозга больше пользы от махания палкой на улице и собирания шишек, чем от «умных» мультиков.  

Наталья НОВАК


– Как прививать самостоятельность? 

– Начинайте с мелких просьб. Например, можно попросить отнести игрушку на место или позволить помыть руки, поднеся малыша к крану с водой. Первые попытки самостоятельного поведения всегда проходят при помощи взрослого, в доброжелательной обстановке. Помните закон психологии о «зоне ближайшего развития»: то, что сегодня вы делаете вместе с ним (но не вместо него), завтра или послезавтра он сможет сделать сам. Указания следует говорить в форме предложения, а не в виде угрозы или приказа. Ни в коем случае не стоит критиковать, если что-то не получается, ведь малыш только учится и сможет стать уверенным в себе, если вы верите в него. Постепенно увеличивая границы самостоятельности, нужно доверять сыну или дочери и закреплять успех добрым словом, мимикой, объятиями. 

Прежде чем что-то требовать от ребёнка, у него должен быть образец желаемого действия. Поэтому важно максимально подробно описать, какие действия вы хотите. Может, даже понадобится несколько раз продемонстрировать. Любые действия нужно сопровождать вербально. Например, «Мы сейчас наденем кофточку, штанишки, потом шапочку и ботиночки, а потом пойдём гулять на улицу» – и чадо охотно будет на себя натягивать одежду. Постепенно внешняя речь взрослого перейдёт во внутренние самоприказы ребёнка, а на данном возрастном этапе такие фразы взрослых помогут предупредить непонимание и капризы со стороны малыша. 

– Что будет, если ребёнка оставляют с няней, соседями? 

– Конечно, по ряду причин желательно, чтобы малыш до трёх лет находился с мамой. Очень важна психоэмоциональная близость, потому что на её основе формируется доверие к себе, другим людям, миру. Именно в этот период закладывается иммунитет ребёнка. Но в жизни бывают разные обстоятельства. Поэтому при частом отлучении матери следует особое внимание уделить качеству общения с малышом. Это позволит сохранить здоровую привязанность и максимально снизить вероятность возможной психотравмы, связанной с долгим расставанием.

– Почему в воспитании должно быть единство? 

– Разрозненность требований со стороны взрослых – это одна из основных причин нарушения формирования целостности личности: малышу сложно ориентироваться, каким именно он должен быть, как себя вести, чтобы это было правильно. Это невозможно, если ожидания разнятся, а требования противоположны. Также ребёнок быстро учится манипулировать, чтобы получить желаемое, сознательно или неосознанно сталкивает лбами любящих его взрослых. 

– А если малыш находится с  бабушкой и дедушкой, пока родители на работе? 

– Для детей раннего возраста более приемлема забота родных, чем дошкольное учреждение, но только если бабушка и дедушка придерживаются модели воспитания, которые транслируют родители. Если, например, бабушка не считается с мнением мамы или папы, балует, применяет правила воспитания, противоречащие родительским, это также вызывает в ребёнке непонимание и понижает авторитет родителей в его глазах. Чаще всего за таким поведением может стоять психологическая неграмотность, конкуренция или мотив власти. Если не удаётся договориться, общение с бабушкой лучше ограничить. Это позволит сохранить психоэмоциональное состояние всех членов семьи и семейные границы.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N