Баден-Баден: об известных людях, судьба которых связана с Гомелем | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Сергей Вершинин Сергей Вершинин Автор текста
11:00 03 Декабря 2020 Общество

Баден-Баден: об известных людях, судьба которых связана с Гомелем

Мы продолжаем публиковать полную версию проекта «Есть Баден-Баден, а есть Гомель-Гомель». В выпусках проекта будет рассказано об известных людях, судьба которых так или иначе связана с Гомелем и Гомельщиной. Одни родились в нашем городе и области, другие здесь ушли из жизни, в судьбе третьих в наших краях произошли важные, порой переломные события.

Семья Мердеров

Во многом благодаря высокому положению Карла Карловича Мердера блестящую карьеру сделали его родственники и дети.

В Новой Белице родились и два младших брата Карла Мердера – Пётр и Павел. Пётр Мердер (1793–1833) прожил недолго (всего 40 лет), в отставку ушёл майором. В 1826–1832 годах был управляющим болгарскими колониями в Бессарабии. Павел Мердер (1795–1873), как и Карл, был выпускником 1-го кадетского корпуса Санкт-Петербурга. Ещё совсем юным принял участие в Отечественной войне 1812 года, затем в заграничных походах в 1813 и 1814 годах, Кавказской войне. Ушёл в отставку в 1855 году в звании генерал-лейтенанта, а в 1856 году был назначен сенатором.


Генерал-лейтенант Николай Карлович Мердер.

Жена Карла Мердера Сара Николаевна (английского происхождения, урождённая – Гоксфорд) жила вместе с ним в императорском дворце. У них было четыре сына: Пётр (1819–1894), Павел (1824–1873), Николай (1826–1891), Иван (1830–1907). И две дочери: Мария (1815–1870) и Александра (1828–1900).

Пётр дослужился до звания генерала от инфантерии, Павел – до полковника, командира 4-го гренадёрского Несвижского полка, Николай – до звания генерал-лейтенанта, Иван стал тайным советником, шталмейстером, директором канцелярии Главного управления государственного коннозаводства.


Генерал-адъютант Пётр Карлович Мердер.

Дочь Мария была фрейлиной императрицы, затем – писателем-мемуаристом. Младшая дочь Александра (в замужестве – Анненкова) также стала фрейлиной, а кроме этого была начальницей Екатерининской женской гимназии в Санкт-Петербурге. А были ещё и известные внуки, и правнуки, но это уже слишком далеко от Новой Белицы.

А девиз на гербе Мердеров гласит – Nil admirari, и с латинского переводится как «Ничему не удивляйся».


Герб рода Мердеров.


По нём плакал будущий император

Карл Мердер родился 8 января 1787 года в небольшом городке Новая Белица Гомельского уезда Могилёвской губернии в семье старинного, но обедневшего дворянского рода из Саксонии, волею судеб оказавшегося на берегах Сожа.

Старик Мердер, служивший в то время городничим, был убеждён, что, кроме военного образования, всякое другое человеку бесполезно, поэтому он спешил посвятить военной службе своего сына, и едва ребёнку минуло 11 лет, как его отвезли в Санкт-Петербург, в кадетский корпус.

В 1805 году корнет Карл Мердер как один из лучших воспитанников 1-го кадетского корпуса Санкт-Петербурга был направлен в Елисаветградский гусарский полк и назначен шефским адъютантом к командиру полка генерал-лейтенанту графу Е. К. Остен-Сакену. Вскоре он вместе со своим полком принял крещение в битве при Аустерлице. 


Карл Карлович Мердер.

Сын графа Остен-Сакена в «Летописи Елисаветградского гусарского полка» со слов очевидцев подробно рассказывает про сражение, в котором чуть не погиб его отец: «Отец повёл свой полк в атаку на французских кирасиров. Французы раздались налево и направо, открыли батарею, которая встретила гусаров картечным огнём, и они были опрокинуты. После второй атаки отец и его адъютант Мердер были окружены французскими латниками до пятидесяти человек и стали отражать наносимые удары. Кивер отца моего был сбит и отрублена часть затылка, почти до мозга. Мердер получил три раны в голову. Их стащили с лошадей и повлекли назад. Когда было замечено отсутствие командира, поручик Сотников, собрав остатки гусар, в отчаянном порыве бросился на латников и отбил отца, которого в бессознательном состоянии доставили в расположение полка. Семнадцатилетний Мердер, весь залитый кровью, сам пешком добрался до своих». Через три года граф Е. К. Остен-Сакен умер, а Карл Мердер, став в столь юном возрасте легендой гусарского сообщества, после полученных при Аустерлице тяжёлых ранений был вынужден перейти на службу по военно-учебному ведомству. С 1809 по 1823 год он являлся дежурным офицером 1-го кадетского корпуса. Здесь раскрылся его талант уже как учителя-воспитателя. О Мердере говорили, что он был рыцарем чести, и он действительно дорожил своей дворянской и офицерской честью больше всего на свете.

В 1823 году капитан Мердер стал ротным командиром только что открывшейся в Санкт-Петербурге школы гвардейских прапорщиков. Но уже через год в его жизни произошёл крутой поворот: Карл Карлович Мердер как один из самых выдающихся педагогов того времени по личному указу Николая I был назначен воспитателем Его Императорского Величества, наследника престола, великого князя Александра Николаевича. 12 июня 1824 года Карл Мердер приступил к своим новым обязанностям, Великому князю на тот момент было всего шесть лет.


Александр II в молодости.

Кроме Мердера, воспитанием великого князя занимался и знаменитый поэт Василий Андреевич Жуковский, который давал такую характеристику своему напарнику: «Отменно здравый ум, редкое добродушие и живая чувствительность, соединённые с холодной твёрдостью воли и неизменным спокойствием души».

Через Жуковского Карл Мердер познакомился с Александром Пушкиным. Когда 18 июня 1832 года Жуковский уезжал за границу, в Кронштадте его провожали самые близкие друзья: Вяземский, Пушкин и Мердер. Кстати, дочь Мердера Мария – фрейлина императрицы и автор знаменитого дневника о встречах с Александром и Натальей Пушкиными, Дантесом на петербургских великосветских балах. 

Но всю свою энергию и всю свою душу Мердер вкладывал в воспитание наследника. Сестра великого князя Ольга Николаевна в своих воспоминаниях так писала о Карле Карловиче: «Он не признавал никакой дрессировки, не подлаживался под отца, не докучал матери, он просто принадлежал семье: действительно, драгоценный человек!»

В «Записках воспитателя» (изданных в 1885 году) Карл Карлович Мердер очень подробно рассказал об этом главном для него периоде жизни, в том числе и о прогулках с наследником, когда они заходили в бедные дома на окраине столицы. И всегда цесаревич при виде горя и лишений старался оказать посильную помощь и облегчить нужду простых людей. Так Мердер стремился развить в юноше благородные порывы, любовь к людям, сострадание и отзывчивость. Почти десять лет он был для великого князя не только воспитателем, но и самым близким человеком. Возможно, всё доброе и хорошее, заложенное воспитателем в своём ученике, привело, в конце концов, к тому, что именно в годы правления Александра II было отменено крепостное право.

Однако раны, полученные при Аустерлице, давали о себе знать, и Карл Карлович в конце 1833 года уехал на лечение в Италию, где 24 марта 1834 года скончался. Будущий император Александр II, от которого долго скрывали роковую болезнь учителя, узнав о смерти Мердера, рыдал, стоя на коленях перед диваном, спрятав голову в подушку и потрясённо вскрикивая: «Боже мой! Я всё надеялся, что скоро увижу бесценного Карла Карловича!»

Первоначально генерал-адъютант Карл Мердер был захоронен на римском кладбище Тестаччо, но в мае 1835 года, по личному распоряжению Николая I, его прах был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен в присутствии цесаревича на Смоленском евангелическом (лютеранском) кладбище.

О смерти Мердера, «человека доброго и честного», Александр Пушкин писал в своём дневнике (25 апреля 1834 года) и в письме к жене Наталье Николаевне от 20–22 апреля того же года.

Вот так, прожив всего 47 лет, рождённый в Новой Белице, наш земляк Карл Карлович Мердер оставил достаточно яркий след в истории государства российского.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N