Баден-Баден: об известных людях, судьба которых связана с Гомелем | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Сергей Вершинин Сергей Вершинин Автор текста
11:00 14 Мая 2021 Общество

Баден-Баден: об известных людях, судьба которых связана с Гомелем

Мы продолжаем публиковать полную версию проекта «Есть Баден Баден, а есть Гомель-Гомель». Читайте в выпусках об известных людях, судьба которых так или иначе связана с Гомелем и Гомельщиной. Одни родились в нашем городе и области, другие здесь ушли из жизни, в судьбе третьих в наших краях произошли важные, порой переломные события.

МИСТЕР «НЕТ»

По праву одним из самых известных уроженцев Гомельщины является выдающийся политический деятель Советского Союза Андрей Андреевич Громыко. 

5 июля (18-го по новому стилю) 1909 года в деревне Старые Громыки Гомельского уезда Могилёвской губернии (ныне Светиловичского сельсовета Ветковского района Гомельской области) в семье Андрея Матвеевича и Ольги Евгеньевны Громыко родился сын Андрей. 


После окончания школысемилетки Андрей Громыко учился в Гомеле в профтехучилище, а затем в Староборисовском сельскохозяйственном техникуме. Здесь он вступил в большевистскую партию, женился на сокурснице Лидии Гриневич, здесь в 1932 году у них родился сын Анатолий. Затем были институт в Минске (в это время родилась дочь Эмилия), аспирантура в Москве, и с 1936 года Андрей Громыко – старший научный сотрудник Института экономики АН СССР. 

С 1939 года он работает в Наркомате иностранных дел СССР: заведующий отделом, советник полпредства СССР в США, посол СССР в США, постоянный представитель СССР при ООН, посол СССР в Великобритании, первый заместитель министра иностранных дел СССР. 


С 15 февраля 1957 года по 2 июля 1985 года Андрей Громыко – министр иностранных дел СССР. 28-летнее пребывание в должности министра иностранных дел – самое долгое в XX веке в мире. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, мистер «Нет», как его называли в мировых дипломатических кругах, с 2 июля 1985 года до 1 октября 1988 года занимал пост Председателя Верховного Совета СССР – один из двух самых главных государственных постов в Советском Союзе. 

2 июля 1989 года Андрей Андреевич, не дожив полмесяца до своего восьмидесятилетия, скончался в Москве. По просьбе его семьи похоронен не у Кремлёвской стены, а на Новодевичьем кладбище. Через пять лет здесь же вечный покой обрела его жена Лидия Дмитриевна, оставившая о себе память как об очень приветливой и привлекательной женщине. 

Ещё в 1983 году в Гомеле в Пионерском сквере по улице Советской в честь дважды Героя Социалистического Труда Андрея Андреевича Громыко был установлен бюст (скульптор И. Рукавишников). Ныне и сквер носит его имя. В музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля среди видных уроженцев Гомельщины находится его портрет во весь рост, также здесь в постоянной экспозиции кабинет А. Громыко с его личными вещами. Кроме этого, в Ветке именем Андрея Громыко названы улица и средняя школа № 1.

ГЕНЕРАЛ-ХИМИК, СОЗДАТЕЛЬ «НОВИЧКА»

Генерал-лейтенант, академик Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда, один из создателей советского химического (бинарного) оружия Анатолий Кунцевич родился на Могилёвщине в деревне Свислочь. В 1952 году его родители переехали в Речицу. Здесь он окончил школу и уехал поступать в Военную академию химической защиты. 

Лауреат «секретной» Ленинской премии (во многих источниках – за создание нервнопаралитического отравляющего вещества «Новичок») генерал-лейтенант Кунцевич, образно говоря, прожил две жизни. В первой боролся за то, чтобы Советский Союз укреплял свою оборонную мощь с помощью химического оружия. А потом уже боролся с этим самым оружием – за уничтожение многолетних смертоносных запасов. 


Велика роль Анатолия Кунцевича в ликвидации последствий чернобыльской аварии 1986 года. Он был главным специалистом по дезактивации в стране и два первых после аварии года возглавлял специально созданный научный центр, который координировал работу почти 400 тысяч военных. 

Его научные изыскания помогли нейтрализовать чеченских террористов во время трагических событий на мюзикле «Норд-Ост». К сожалению, после применения психомеметиков – отравляющих веществ «обратимого действия» – не удалось вернуть к жизни и более ста заложников. Врачи поначалу просто не знали, как им в этой ситуации спасать людей. За полгода до событий на Дубровке Анатолий Демьянович Кунцевич скоропостижно скончался: 29 марта 2002 года, находясь в служебной командировке в Сирии, он умер от инфаркта в салоне самолёта. Хотя существуют и другие версии его смерти. 

Похоронен Анатолий Кунцевич в Москве на Троекуровском кладбище.

ИСТОРИЧЕСКАЯ КЛАДКА

В 1930 году в Москве был построен Мавзолей Владимира Ильича Ленина, ныне существующий вариант из железобетона, с кирпичными стенами и облицовкой гранитом, с отделкой мрамором, лабрадором и малиновым кварцитом (первый временный и второй мавзолеи были деревянные), построенный по проекту архитектора Алексея Щусева. В деревне Грабовка, что в Гомельском районе, испокон веков жили мужики крепкие и работящие, отличные каменщики. Едва сойдёт снег, грабовцы, собрав в котомки свои мастерки-кельмы, отвесы да фартуки, отправлялись артелями работать по всей России. Доехали они и до Москвы. 


В середине 20-х годов прошлого века почти два десятка мастеров кирпичной кладки из Грабовки устроились работать в Мосстрой. Их первым объектом были многоэтажные дома на тогдашней улице Горького (ныне Тверской). Потом строили знаменитый московский планетарий и гостиницу Моссовета. Вплотную к Мавзолею Ленина белорусские каменщики подобрались, когда им доверили реставрировать кремлёвские стены и Троицкий мост. Именно на этом объекте заметил работяг из Грабовки десятник, который как раз подыскивал хороших специалистов для того, чтобы полностью перестроить деревянный мавзолей. И пошла работа без выходных… Кирпичи, сделанные для саркофага, были необычными. На каждом из них была выгравирована фамилия того, кто его сделал, а ещё каждый был аккуратно завёрнут в холстину и бумагу. Кладку грабовцы завершили раньше всех сроков и получили за свою работу благодарность от правительственной комиссии по сооружению мавзолея, премии и подарки: отрезы на костюмы, яловые сапоги. На смену каменщикам скоро пришли гранитчики, штукатуры, арматурщики, бетонщики, облицовщики – лучшие мастеровые страны сделали всё, чтобы через шестнадцать месяцев, в октябре 1930 года, мавзолей предстал достойным памятником вождю пролетариата. Двенадцать кирпичей, что первыми легли в стены мавзолея, – как двенадцать рабочих автографов, по которым сегодня можно воссоздать список артели грабовских каменщиков образца 1929–1930 годов: Пётр и Никита Григорьевы, Иван и Артём Башлаковы, Кузьма, Никита и Тимофей Фоменковы, Яков и Спиридон Стаховцовы, Марк и Роман Чеченковы, Иван Чачин.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N