Гомельчанин коллекционирует акции с 200-летней историей | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
15:40 03 Февраля 2015 Общество

Гомельчанин коллекционирует акции с 200-летней историей

«Вот прочитал в вашей газете о так называемом «Народном IPO» – публичной продаже акций предприятиями. И захотел уточнить, где их можно приобрести», – в голосе  зашедшего в нашу редакцию гостя чувствовались нотки азарта. Такой интерес оказался неслучайным. Как выяснилось в процессе беседы, он не был связан с желанием обогатиться. Василия Дея привела в наше издание другая страсть – коллекционирование. 30 лет он собирает ценные бумаги, которыми наполнены его альбомы. Есть там и   экспонаты с почти 200-летней историей.

 

 

«Вот это принадлежала банкирскому дому Ротшильдов. Тут и подпись одного из представителей знаменитой семьи имеется, – бережно извлекает ценную бумагу из принесённой папки Василий Дей. – Обменял её в Санкт-Петербурге у известного коллекционера по фамилии Бунин на 10 более рядовых облигаций. Понимаете, для меня это не просто интересные исторические документы, а собрание человеческих страстей». 
 
 
Продолжая свою мысль, Василий Афанасьевич приводит наглядный пример: «Допустим, мы с вами захотели построить железную дорогу, которая бы соединяла Гомель с Веткой. У вас есть миллион рублей, но его недостаточно для воплощения проекта. Тогда вы берёте взаймы деньги у всех сотрудников редакции. Но средств всё равно не хватает, и вы выпускаете 10 000 акций, которые распространяете среди жителей города. Полученные от продажи ценных бумаг деньги пускаете на строительство. Железная дорога вскоре начинает давать прибыль. И те, кто вложился в акции, начинают получать с неё определённый процент. Идёт время. У вас накапливаются сбережения и возникает желание стать единоличным владельцем железной дороги. Для этого нужно скупить акции у их обладателей. Но это всё фантазия чистой воды. Такая дорога вряд ли бы окупилась. А вот чтобы заниматься такого рода деятельностью, нужно обладать напористостью, я бы даже сказал, нахрапистостью, определённым авантюризмом и смелостью. На осуществление задуманного, без сомнения, влияет и желание покупателей акций обогатиться. А это и есть самая настоящая страсть». 
 
 
 
 
Говоря о том, какие истории сопровождали выпуск ценных бумаг, Василий Дей вспоминает аферу Панамского канала в конце XIX века, когда для его строительства было выпущено 600 тысяч акций. Число людей, пострадавших тогда в результате банкротства компании из-за коррупции, составило около 700 тысяч. «По нынешним меркам такие аферы потянули бы, грубо говоря, лет на 15 тюрьмы», – добавляет собеседник.
 
 
В коллекции Василия Дея ни одна сотня ценных бумаг. «Боюсь сказать сколько. Как бы это не выглядело шизофренией», – шутит коллекционер. В отличие от тех, кто покупает акции, желая улучшить своё материальное состояние, Василий Дей приобретает их с целью пополнения коллекции. Часть из них он не только выменял, но и получил бесплатно. «Как-то сразу после распада Советского Союза зашёл в один из банков Киева. Поинтересовался у его сотрудницы, нет ли у них ненужных ценных бумаг, которые бы пригодились для истории. Она отвела меня в большое помещение, которое просто-таки было завалено образцами акций, облигаций, сертификатов и платёжных обязательств, большинство которых датировалось последними годами существования СССР. Были там и уж совсем интересные облигации на покупку мини-трактора, швейных машин и микроволновок». Но такие случаи крайне редки. 
 
 
 
 
Есть у Василия Афанасьевича и полная коллекция акций знаменитого АО «МММ», которые он преобретал в Москве. «В этой авантюре не участвовал. Собирал только для коллекции», – подчёркивает Василий Дей. Обладает наш собеседник и коллекцией лотерейных билетов, среди которых есть и редкие 1918 и 1930 годов с изображением рога изобилия. 
 
 
 
 
В процессе нашего общения у меня возникло предположение, что работа Василия Дея была связана с банковской сферой. Но коллекционер тут же его опровергает. Начинал Василий Афанасьевич работать токарем, потом стал инженером, а перед пенсией был начальником отдела маркетинга. «Откуда тогда такой интерес к ценным бумагам?» – спрашиваю у собеседника, который уже многие годы является членом гомельского клуба коллекционеров «Юнона» под председательством Игоря Гринько. «Как-то мне попались в руки книги «Финансист», «Титан», «Стоик», которые составили цикл романов «Трилогия желания» американского писателя Теодора Драйзера о финансисте Фрэнке Каупервуде, – говорит о том, что побудило к необычному увлечению Василий Дей. – После их прочтения я и захотел узнать, в чём же заключается такой большой интерес к ценным бумагам, и стал их собирать».
 
 
 
 
На вопрос о том, хотел бы Василий Дей обогатиться за счёт акций, коллекционер отвечает: «Даже если и стану миллионером. Ну и что? Просто будут многие завидовать и омрачать жизнь. Я покупаю для коллекции. А вот открыть выставку в каком-нибудь гомельском банке – это для меня. Но не такую, чтобы показать 20–30 облигаций. Это всё для дилетантов. А вот представить не менее 200 штук для людей, которые интересуются историей развития финансового мира, – такой подход мне нравится. У меня не только акции и облигации, которым 100 и более лет имеются, но и деньги белых генералов собраны – деникинские и колчаковские боны – так называются купюры, которые вышли из употребления». 
 
 
Эмиль Золя, Оноре де Бальзак, Чарльз Диккенс – все эти писатели, по словам Василия Дея, обращались к теме обогащения, но коллекционер не хотел бы пережить истории героев их романов. «Для меня прибыльность акций совсем в другом – в возможности познакомиться с миром устремлений, желаний и страстей человеческих, – утверждает Василий Афанасьевич. – Именно в этом их главная для меня ценность». 

 

 

Автор фото: Анны Пащенко, Дмитрия Чернявского

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N