Образовательные ресурсы становятся цифровыми. Как этот процесс развивают в Гомельском аграрно-техническом колледже
Образовательный процесс без инновационных технологий сейчас сложно представить. Интерактивные методы обучения, мультимедийные учебные пособия и материалы, применение игровых элементов в процессе коммуникаций преподавателей и учащихся, электронные образовательные ресурсы – всеми этими инновационными приёмами наряду с традиционными формами обучения активно пользуются в Гомельском государственном аграрно-техническом колледже.
Из манускриптов в современные гаджеты
Преподавателя информатики, Надежду Сариеву в колледже называют ни больше ни меньше, а компьютерным богом. Знакомство с ней началось заочно, с мобильного приложения «Мифы и легенды Беларуси» её авторства, которое имеет непосредственное отношение к образовательному процессу, помогает преподавателям во внеклассной работе, расширяет и обогащает кругозор учащихся, интересующихся белорусскими мифологическими персонажами, начиная с язычества.
- Участие в областном конкурсе «Наследие» среди учащихся и работников профессионально-технического и среднего специального образования по патриотическому воспитанию привело меня к этой теме. Заметила, что ребята зачастую теряются в огромном массиве информации по теме мифологии, - рассказывает Надежда Сариева. – Поэтому мне захотелось создать компактную версию, где в приложении будет краткая, наглядная, познавательная информация о древних обожествляемых существах, духах природы, домохозяйств, персонажах фантастических сказаний. Их, белорусских, набралось около 70, но это не окончательное число, стародавние герои сказов и легенд могут пополнять список. Черная панна Несвижа, купальский Дедок, озерницы, Лясун, Жевжик, Лазник, Подвей – кликнув на изображение, можно узнать, где, когда и как в белорусском фольклоре или исторических реалиях родились герои приложения, кого они опекали, кому покровительствовали.
Как указывает Надежда Сариева, активную помощь в этой работе оказывали ей учащиеся.
- Ребятам были интересны и моменты сбора материала, и цифровые процессы создания приложения. На республиканском конкурсе наша разработка заняла первое место. На сайте колледжа имеется QR-код, который приведёт любого интересующегося в мифологический мир Беларуси, - продолжает Надежда Сариева.
Трёхмерные учебники
Но «Легенды и мифы» лишь небольшая часть познавательного ресурса. Гораздо более важной и значимой для образовательного процесса стали совместные труды преподавателей в инновационной и экспериментальной деятельности. Как указывает методист колледжа Лилия Руцкая, только за два последних года были созданы электронный образовательный ресурс «Физические основы вычислительной техники», учебные пособия с электронными ресурсами - «Практикум по химии», «Немецкий язык для профессионального общения. Автосервис. Практикум», интерактивное учебное пособие «Товароведение непродовольственных товаров», комплект интерактивных учебных плакатов «Устройство и техническое обслуживание автомобилей». Каждая разработка имеет самое, что ни на есть прикладное, практическое значение. Пока я листаю сшитый том «Физических основ вычислительной техники», Надежда Сариева разворачивает его на интерактивном экране. Несколько кликов – и перед глазами объемные виды устройства процессоров, адаптеров и прочей компьютерной «начинки» с сопроводительными текстами, видео.
Заместитель директора по учебной работе Светлана Мороз показывает комплект интерактивных учебных плакатов по устройству и техническому обслуживанию автомобилей.
- Например, привод агрегата здесь изображен в двухмерном изображении, но стоит навести камеру мобильного телефона на QR-код, и можно рассмотреть его в 3D-проекции, приблизить и развернуть изображение, увидеть обучающее видео, пройти тематические квесты и задания «Объясни мне», получить краткий конспект по изучаемой теме. А всё начиналось с одного плаката, когда мы только изучали возможность сделать его интерактивным. «Сейчас их у нас 13», - говорит Светлана Мороз.
Реальность дополнена. Двигаемся дальше
Первое учебное пособие, созданное коллективом педагогов в 2019 году, содержало дополненную реальность и тестовые материалы. Следующие разработки уже были обогащены авторскими видео, презентациями, тестами. Очередная рукопись пособия «Основы вычислительной техники» авторства Надежды Сариевой сейчас готовится к печати. Книга выйдет в свет и станет больше, чем учебное пособие. Как подчёркивает группа авторов, подобные инновационные продукты являются незаменимыми инструментами для обучения и аттестации учащихся в традиционной и дистанционной (онлайн) формах образования. Некоторые учебники, такие как «Товароведение непродовольственных товаров» увидели свет дважды, что говорит о востребованности.
Указанные электронные учебные ресурсы размещены на сайте колледжа. Они открыты всем желающим получать знания с помощью современных, мобильных технологий.
Цифровые цветы
Надежда Сариева загружает в телефон мобильное приложение «Справочник цветовода». Оно создано для учащихся, обучающихся по специальности «Садово-парковое строительство». Мобильным цветоводам достаточно навести камеру телефона на растение, чтобы узнать его характеристики, особенности выращивания: оптимальное количество высева семян на заданную площадь, методы посадки рассады, правила ухода, расположения на клумбах в композициях с другими цветами и ещё множество полезных знаний.
Узнай свою историю из телефона
Ещё одной инновационной разработкой преподавателей и учащихся стал виртуальный музей «Страницы памяти – война…» Фото, видео, текстовой материал вместился в разделы, рассказывающие о первых минутах нападения Германии на СССР, о ходе военных действий с картами и схемами, о судьбах педагогов колледжа, ушедших на фронт. На сайте можно совершить виртуальные экскурсии по улицам Гомеля, названным в честь героев войны, побывать в мемориальных комплексах Беларуси. Обзор страниц музея может служить хорошим наглядным пособием во время проведения уроков истории для любых учебных заведений, подчёркивают создатели.
- Виртуальная экскурсия «Их именами названы улицы Гомеля» помогает адаптироваться ребятам, приехавшим из других городов, деревень. Скачав приложение, они не только свободно ориентируются на улицах, но и узнают историю города, - говорит Светлана Мороз.
Традиции рождают инновации
В колледже сложилась хорошая традиция: каждый месяц педагоги собираются за одним столом и делятся наблюдениями, идеями, наработками, методиками применения интерактивных средств в обучении. Результаты совместных мозговых штурмов - не только многочисленные дипломы и награды учеников и преподавателей за участие в конкурсах и различных проектах. Создаваемый в этих стенах инновационный учебный продукт – необходимая и привлекательная для молодёжи современная альтернатива традиционным учебникам в сфере профессионального образования и интеллектуального развития.
Автор фото: Наталья Рудева