О вузе с индустрией 4.0 рассказал проректор по научной работе БелГУТа Александр Ерофеев | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
15:30 29 Января 2023 Наука

О вузе с индустрией 4.0 рассказал проректор по научной работе БелГУТа Александр Ерофеев

Белорусский государственный университет транспорта является крупнейшим образовательным и научным центром транспортного и строительного комплексов Беларуси. Соединение новых научных исследований с призводством – одно из приоритетных направлений деятельности вуза. Накануне Дня науки об этом, а также об итогах работы за 2022 год рассказал проректор по научной работе БелГУТа Александр ЕРОФЕЕВ.



Внедряя науку на производстве

– Александр Александрович, не секрет, что университет транспорта позиционирует себя как вуз с индустрией нового типа – 4.0. А это значит, что преподаватели и студенты занимаются внедрением научных разработок на производстве.

– Университет становится центром компетенции и нетолько выполняет образовательную функцию, но и является частью реального сектора экономики. Мы сотрудничаем со многими крупнейшими предприятиями респуб­лики. Среди них Белорусская железная дорога, Минский метрополитен, Гомельский, Минский и Могилёвский вагоностроительные заводы, ОАО БМЗ – управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания», Белорусский цементный и Мозырский нефтеперерабатывающий заводы, ОАО «Гомельтранснефть Дружба», Белорусский автомобильный завод, ЗАО «Штадлер Минск» и другие.

Кроме того, сотрудники БелГУТа делают всё для активного развития международного сотрудничества. В настоящее время действует 85 договоров о сотрудничестве с зарубежными университетами, научными центрами и организациями четырнадцати стран. В том числе семь договоров о сотрудничестве было заключено в 2022 году.

– Университет транспорта аккредитован как орган по сертификации железнодорожной продукции и услуг. Можете ли вы привести данные, чтобы понять весь масштаб работы в этом направлении?

– По результатам 2022 года нами было выдано 73 сертификата соответствия техническим регламентам Евразийского экономического союза, из них 61 – иностранным заявителям. Кроме того, зарегистрировано 40 деклараций о соответствии техническим регламентам Евразийского экономического союза, из них 30 – от иностранных заявителей; выдано три сертификата соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь; оформлено 123 акта идентификации запасных частей в рамках Решения Евразийской экономической комиссии.



– Какую работу проделал испытательный центр железнодорожного транспорта вуза, аккредитованный на осуществление работ по испытанию объектов?

– В 2022 году центр расширил свою область аккредитации и получил возможность испытывать новые виды продукции. Он выполнил более 140 договоров на проведение испытаний железнодорожной продукции, выдано 330 протоколов по результатам проведения испытаний, из них 165 – иностранным заказчикам. В рамках программы импортозамещения сотрудниками центра разработаны новые технические решения, которые внедряются на предприятиях нашей республики.

В лабораториях вуза

– Какими успехами порадовали научно-исследовательские лаборатории университета?

– За 2022 год лабораторией технической и технологической оценки ресурса единиц подвижного состава проведено техническое диагностирование с целью продления срока службы 197 пассажирских и 222 грузовых вагонов для Белорусской железной дороги и промышленных предприятий нашей страны, 57 грузовых вагонов собственности зарубежных предприятий.



Научной лабораторией «Управление перевозоч­ным процессом» по заказу Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси выполнены научно-исследовательские работы, направленные на совершенствование системы управления безопасностью транспортной деятельности, разработаны предложения по совершенствованию законодательства в области железнодорожного транспорта. Разработаны инновационное программное обеспечение для предприятий транспортного комплекса, более 100 нормативных документов в области безопасности пассажирских и грузовых перевозок, охраны труда, экономики и тарифов, технологии работы предприятий и подразделений, содержания и эксплуатации объектов инфраструктуры и другое.

– Но на этом ведь перечень достижений научно-исследовательских лабораторий не заканчивается?

– Всё верно. Так, НИЛ «Грузовая, коммерческая работа и тарифы» для Белорусской железной дороги актуализированы тарифы на дополнительные работы и услуги, связанные с организацией и осуществлением перевозки грузов, с учётом экономической эффективности и конъюнктуры транспортного рынка. НИЛ «Безопасность и электромагнитная совместимость технических средств» для предприятий и организаций Российской Федерации выполнены зарубежные контракты по оценке функциональной безопасности оборудования, испытаниям на безопасность и электромагнитную совместимость технических средств.



А научно-исследовательская лаборатория «Диагностика, испытание и исследование строительных материалов и конструкций» имени И. А. Кудрявцева участвует в выполнении программ Президента Республики Беларусь, распоряжений премьер-министра страны, распоряжений областного и городского исполнительных комитетов в составе специальных рабочих групп по проведению обследований объектов образования, здравоохранения, сельскохозяйственных, социального назначения и других. Так, в 2022 году с целью оценки технического состояния и возможности дальнейшей эксплуатации было обследовано около 100 объектов.

Гордимся достижениями сотрудников

– Хотелось бы узнать и о проектах, финансируемых Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований.

– В этом направлении университетом выполнено пять проектов в области строительной механики, разработки технических и технологических решений для повышения надёжности железнодорожной техники. Кроме того, в 2022 году учёными университета были реализованы четыре таких задания по государственным программам научных исследований. В результате разработок получены материалы с новыми физико-химическими свойствами, разработаны методики моделирования динамики и прочности транспортных машин.



– Насколько полно научная деятельность отражена в печатных изданиях?

– В университете издаётся три ежегодных международных сборника научных трудов «Рынок транспортных услуг (проблемы повышения эффективности)», «Механика. Исследования и инновация», «Проблемы перспективного развития железнодорожных станций и узлов» и научно-практический журнал «Вестник Белорусского государственного университета транспорта. Наука и транспорт», включённые в Перечень ВАК Республики Беларусь.



– А как обстоит дело с научными конференциями?

– В 2022 году университетом организовано и проведено 22 международных, республиканских и региональных конференции и семинара. Более 1000 учёных и практиков из Беларуси, ближнего и дальнего зарубежья приняли участие в XII Международной научно-практической конференции «Проблемы безопасности на транспорте», посвящённой 160-летию Белорусской железной дороги.


– Александр Александрович, радуют ли вас научной деятельностью молодые учёные?

– Научный поиск – это всегда движение вперёд. И каждый год в наших рядах появляются полная энтузиазма и желания творить молодёжь. Так, лауреатами конкурса работ молодых учёных и специалистов на присуждение премий Гомельского облисполкома за 2022 год стали доцент кафедры «Строительная механика, геотехника и строительные конструкции», кандидат физико-математических наук Алина Нестерович, аспирант Кристина Сирош и заместитель декана механического факультета Леонид Огородников. За достигнутые результаты работы в 2022 году стипендия Президента Республики Беларусь на 2023 год назначена аспирантам Марине Марковой и Кристине Сирош.

 

Также в прошлом году сотрудники университета защитили три кандидатские диссертации. Это доцент кафедры «Строительная механика, геотехника и строительные конструкции» Алина Нестерович, доцент кафедры «Локомотивы» Павел Сахаров и заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой и охрана труда» Евгений Фёдоров. Мы очень гордимся успехами сотрудников и постараемся дальше приумножать наши достижения на поприще науки.

Автор фото: Дмитрий Чернявский

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N