Проект "Галактика Гомель": Метеорологам не страшен гнев Юпитера | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Наталья  Рудева Наталья Рудева Автор текста
07:59 10 Сентября 2022 Галактика "Гомель"

Проект "Галактика Гомель": Метеорологам не страшен гнев Юпитера

Проект "В" "ГАЛАКТИКА ГОМЕЛЬ", посвящённый Дню нашего родного города, познакомит читателей с гомельчанами и их ремеслом. 

Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. В соответствии с древнеримской мифологией Юпитер – верховный бог неба, дневного света и грозы. А значит, именно он заведовал всей небесной канцелярией и к древнейшей метеорологии имел прямое отношение.

Кирпичное здание на улице Карбышева, 10, отличают два огромных красно-белых шара на крыше. По ним, а также высоким мачтам и вышкам можно догадаться, что дело тут имеют с небом. Вернее, с тем, что оно посылает людям. А посылает оно множество явлений: громы и молнии, ливни и град, туманы и радуги, ветра всех проявлений и направлений, да много ещё чего – приятного и не очень. А значит, мне сюда, к людям, которые по роду своей профессии часто смотрят ввысь, разбираются в погодных явлениях и наверняка могут их предугадать.



Начальник филиала «Гомельский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Белгидромета Сергей Лужков сразу указывает, что погоду здесь не диктуют. Метеорологическую информацию работники филиала собирают со всех уголков Гомельщины и сиcтемно обрабатывают. Затем она поступает в Минск, оттуда стекается во всемирную службу погоды, идёт в международный обмен. 



Как происходит процесс от наблюдения и фиксации фактических погодных явлений до готовых прогнозов, хорошо знает Татьяна Захарова, начальник отдела обеспечения потребителей гидрометеорологической информацией. В названии её должности выделяется слово «потребители». Кто эти люди, кроме тех, которые слушают прогнозы погоды по радио и в телеэфирах? 



– Только на первый взгляд кажется, что погодой может интересоваться лишь население, решая, брать ли зонтик, выходя на улицу. На самом деле потребителей информации о погодных данных много, – говорит Татьяна Захарова. – Сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт, службы МЧС, ГАИ, страховые компании, даже судмедэксперты – для множества отраслей и сфер деятельности человека прогноз погоды давно стал категорией не только экономической, но и правовой. Наша служба за годы развития меняла названия, совершенствовалась технически, но по сути, как и ранее, выполняет прежние функции – собирает и обобщает фактические данные о происходящих погодных процессах.

Касаясь истории, стоит сказать, что климатические явления в Гомеле начали регистрировать с 1891 года, 131 год назад! Тогда местные метеорологи фиксировали только температуру воздуха, атмосферное давление и направление ветра. С 1924-го в список добавились данные об облачности, количестве осадков, снежном покрове и других явлениях. В 1969 году для гомельских метеорологов было построено здание на улице Карбышева, оснащённое современными на тот момент гидрометеорологической техникой и приборами. 


Для наглядности Татьяна Захарова ведёт в музей, где собраны некоторые из них. Чего здесь только нет! Стенд метеорологического радиолокатора, психрометры, нивелиры, барографы, дозиметры, дистилляторы, лабораторные весы, телетайп, напоминающий пишущую машинку. Привлекает внимание большой желтоватого цвета стеклянный шар на подставке в виде глобуса.



– Это гелиограф – прибор по типу увеличительного стекла для автоматической фиксации продолжительности солнечного сияния в течение времени, когда светило не закрыто облаками. Солнечные лучи, перемещаясь по небосводу, проходят через стеклянный шар и оставляют на бумажной ленте чёрную прорезь прожога. Это и есть след движения Солнца от рассвета до заката, – поясняет Татьяна Ивановна. – Сейчас на вооружении метеорологов современные электронные приборы, но и многие из наших музейных экспонатов – в рабочем состоянии, ими можно пользоваться и сейчас. 

Чтобы увидеть, как работники службы собирают информацию о фактической погоде, отправляемся на метеорологическую площадку. Местность хорошо просматривается, ветру ничего не мешает свободно гулять. По краям рассажены плодовые деревья, кустарники, травянистые растения. Не для красоты. 



– Агрометеорологи ведут наблюдения за
 фазами развития: периодами набухания и распускания почек, цветения, созревания плодов, увядания и опадания листвы, – поясняет Татьяна Захарова.

Мы заходим на огороженную площадку, границы которой располагаются строго по сторонам света. Ходить между установленными и выкрашенными в белый цвет конструкциями как вздумается не получится: за почвой, в частности, за её температурой на разных глубинах, ведётся наблюдение, и нарушение естественного травяного покрова может исказить данные. Сопровождающий нас Дмитрий Рябцев, начальник отдела метеорологических и аэрологических наблюдений, ступает на помост и достаёт почвенный термометр.



– Первый термометр углублён на 20 сантиметров, далее глубина погружения увеличивается, а последний находится на глубине 3,2 метра, – говорит он. Татьяна Захарова вынимает самый глубинный. Смотрим на показания. При полуденной температуре в 31 градус показания на шкале – +15. 



– За почвенными температурами часто обращаются теплосети, они – одни из потребителей нашей информации, – поясняет она.


ФАКТ: В названиях метеорологических приборов издавна использовалась мифология. Гелиограф в переводе с греческого означает  «пишущий солнце».  В мифологии греков богом Солнца значился Гелиос.





Рядом на возвышении крепится небольшая белая будка с жалюзийными стенками. Такая конструкция наверняка знакома многим, но не её название. В психрометрической будке находятся термометры, фиксирующие срочную, минимальную и максимальную температуры воздуха. Сюда, как и к другим приборам на площадке, метеорологи наведываются каждые три часа. За показаниями.



Дмитрий Рябцев рассказывает о конструкции гололёдного станка. Зимой на него устанавливаются металлические провода. На них скапливаются изморозь и гололёд, размер и объём которых тоже в зоне внимания метеорологов.



Смотрим в небо, на длинную мачту. Флюгеры уже давно вышли из обращения: скорость ветра, его направление измеряют электронные датчики. Кроме того, метеорологи в работе используют высокоточные приборы с лазерными лучами. Например, облакомером могут дотянуться до нижней границы облаков на высоту почти в семь километров. Простреливая пространство, лазер отражается от облачности и возвращается с данными. По такому же принципу работает источник излучения для определения высоты снежного покрова. Кроме того, специальными приборами на площадке измеряется дальность видимости – крайне необходимая информация для дорожных служб и водителей. 



Думаю, громовержцу Юпитеру в современном небе не очень комфортно: приходится мириться с тем, что его гнев уже не застанет людей врасплох – метеорологи не дадут. Любому погодному явлению, каким бы загадочным оно ни казалось, будет объяснение. И, самое главное, вовремя предупредят о капризах Юпитера. Ну, чтобы теплее одеться или взять с собой зонт.


Автор фото: Наталья Рудева

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N