Орден маршала Победы - легендарному командарму Александру Лизюкову | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
15:40 08 Мая 2018 День Победы

Орден маршала Победы - легендарному командарму Александру Лизюкову

Кажется, этот дом устоял во время Великой Отечественной войны только для того, чтобы собрать под крышей тех, кто расскажет всю правду о Герое Советского Союза, уроженце Гомеля Александре Лизюкове. Благодаря этой правде спустя 75 лет Президент Российской Федерации Владимир Путин подпишет Указ о посмертном награждении полководческим орденом Жукова легендарного гомельчанина, который, по воспоминаниям самого маршала Советского Союза, отстоял Москву и добыл военную славу для четырёх городов-героев России. Высокая награда была передана 16 февраля сего года в Воронеже родственникам Лизюкова. Мы побывали в гостях у тех, кто долгие годы боролся за увековечение памяти выдающегося предка.

СПАСЛА ДОМ И… МОСКВУ

На пороге дома нас встречает внучатый племянник Александра Лизюкова Иван Афанасьев вместе со своим отцом Николаем Ивановичем и мамой Галиной Ивановной.

1_55_of_222_0.jpg

Их сопровождают три кота, один из которых, по кличке Граф, очень походит на своего сородича из мультфильма «Котёнок с улицы Лизюкова». 

0_7_1.jpg

– По воспоминаниям старожилов, многие дома в округе во время Великой Отечественной войны были разрушены  прямыми попаданиями авиабомб.

0_2_0.jpg

А наш, построенный в 1938 году на деньги Александра Лизюкова, которые он пересылал вырастившей его тёте, чудом выстоял, хотя и был испещрён осколками 

0_5_0.jpg

0_4_1.jpg

– Иван Афанасьев проводит рукой по металлическим пластинам-заплаткам, которые закрывают дыры на деревянных брёвнах. – В 1999 году, решив перестроить обветшавшую крышу, мы обнаружили на чердаке между брёвен Тихвинскую икону Божией Матери.

1_199_of_222_0.jpg

Её киот практически рассыпался, а на обороте карандашом была выведена надпись «1914». Не исключено, что икону мог видеть и Саша Лизюков, который с братьями Евгением и Петром до революции воспитывался в семье родного дяди – моего прадеда.

Мама братьев умерла, и материнскую заботу им подарила тётушка – моя прабабушка.  

Что интересно, православный историк Сергей Фомин, повествуя о катастрофических событиях 1941 года под Москвой, написал следующее: «Изрядно смутившийся Сталин  призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы; тогда же, продолжает легенда, чудотворная Тихвинская икона Богоматери из Тихвинской в Алексеевском церкви была на самолёте обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла».

3-1-orig.cv_0.jpg

– Мы считаем, что только благодаря спрятанной на чердаке иконе дом и сохранился, когда всё вокруг было разрушено. Другого объяснения наша семья не находит, – подчёркивает Иван Афанасьев и, говоря о роли Александра Лизюкова в победе под Москвой, приводит слова полководца Георгия Жукова: «Красная Поляна – это 22 километра от Москвы. У нас на этом участке получилась “дырка”. И только группа Лизюкова была поспешно выведена (из Московской зоны обороны), заткнула эту “дырку”». 

3-2_0.jpg

– Если бы тогда солдаты Лизюкова, который командовал Северной группой войск обороны Москвы, а затем руководил войсками 20-й армии, не устояли, «сердце» России могло бы остановиться навсегда, – считает Иван Афанасьев.

«БЕРИ ПРИМЕР С ДЯДИ САШИ»

– Моя покойная бабушка Лидия Афанасьевна, которая приходилась двоюродной сестрой  Александру Лизюкову и росла вместе с ним,  говорила о будущем генерал-майоре прежде всего как о писателе, стихи и прозу которого публиковали журналы. Личность военачальника, к слову, стала прообразом одного из персонажей романа Константина Симонова «Живые и мёртвые».

21-2_0.jpg

В начале книги автор знакомит нас с лысоватым полковником, который по своему почину собрал под Борисовом окруженцев и организовал переправу через Березину, спасая тысячи человеческих жизней, обречённых на смерть. Причём Лизюков не побоялся в этот момент оставить рядом с собой 16-летнего сына Юрия.

34-1-orig.cv_0.jpg

34-2-orig.cv_0.jpg

«Бери пример с дяди Саши», – постоянно слышал я от бабушки. Это прежде всего касалось моих творческих начинаний,  – подчёркивает Иван Афанасьев, который работает заведующим кафедрой русской и мировой литературы Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 

1_147_of_222_0.jpg

Интересно, что научным руководителем Ивана Николаевича при написании кандидатской диссертации  «Антивоенная направленность творчества Василя Быкова» был знаменитый автор «Блокадной книги» Алесь Адамович, который сказал шутливо: «Надо брать “быка” за рога». И позвонил Василю Владимировичу по поводу труда Афанасьева. В итоге народный писатель Беларуси прислал свой отзыв: «Фундаментальный труд, который выходит за пределы кандидатской диссертации и достоин того, чтобы претендовать на большее; выгодно выделяется из всего, что создано о творчестве В. Быкова». 

1_163_of_222_0.jpg

Опыт литератора и историка помог заведующему кафедрой университета подготовить для воронежцев документальное обоснование ходатайства о посмертном награждении Александра Лизюкова. А недавно Иван Афанасьев издал книгу «Судьба командарма Лизюкова: версии, мифы и правда», архивной работе над которой посвятил 10 лет жизни, и в марте 2018 года был избран за этот труд профессором Академии военных наук Российской Федерации.

1_164_of_222_0.jpg

– Помимо записанных воспоминаний сослуживцев командарма, от него у нас остались только фотографии. Вот эту Александр Ильич прислал бабушке, – Иван Афанасьев бережно кладёт на стол фото, на котором запечатлена собака на диване ленинградской квартиры генерал-майора. – Рукой офицера на обратной стороне написано: «Посмотрите на нашу Вахту (кличка собаки – прим. ред.)».

0_20_0.jpg

А вот на этом снимке дарственная надпись другу: «Растущему большому писателю товарищу Михаилу Брагину. Сердечно Лизюков».

0_22_1.jpg

1_181_of_222_0.jpg

ШЕВЧУК ПОСВЯТИЛ ПЕСНЮ

Наше общение прерывает бой трофейных часов, которые попали в дом из Пруссии. Наверняка на них обратил бы внимание фронтовик, писатель Даниил Гранин, который вой-ну закончил тоже в Восточной Пруссии, а в последние годы жизни много сил приложил для посмертного награждения Лизюкова и очень тепло общался с Афанасьевыми.

1_128_of_222_0.jpg

Об этих встречах напоминает фотография выдающегося писателя с гостями из Гомеля, которая занимает видное место на стене дома Афанасьевых. В этом доме не раз бывал и лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук.  

shevchuk_0.jpg

– Мы  познакомились в процессе подготовки моего сборника, посвящённого военной тематике. Я написал Юрию Юлиановичу письмо с просьбой разрешить включить в сборник два его стихотворения. Юрий Юлианович согласился и даже сделал на полях стихотворения пометку «Проверено цензурой, мин нет».

1_186_of_222_0.jpg

А когда в 2013 году группа «ДДТ» выступала в Воронеже, Юрий Шевчук поинтересовался у поклонников: «Вы, конечно же, знаете генерала Лизюкова и в курсе, что он участвовал в боях за Воронеж в 42-м году. Судьба его была тяжёлая. Начальство его не любило, потому что  мужик был с характером. Настоящий… Спас такой город… Так вот, мне звонил его внук и просил исполнить песню “Просвистела”.

1_168_of_222_0.jpg

Я посвящаю её Александру Лизюкову и всем тем, кто проливал и продолжает проливать кровь за свою Родину!»

0_11_1.jpg

Что интересно, лидер «ДДТ» выступал в зале Event-Hall, в котором полпред Президента России в Центральном федеральном округе Алексей Васильевич Гордеев по поручению Главы государства торжественно передал нашей семье орден Жукова. Таким образом, круг истории замкнулся.

gordeev.jpg

– Если учесть, что командарма четырежды представляли к высоким орденам и всякий раз наградной лист клали под сукно, то начальство его действительно не любило, – добавляет Иван Афанасьев. – К слову, в начале августа 1941 года звание Героя Советского Союза Александр Лизюков получил, скорее всего, по устному приказанию Сталина, так как наградного листа в архивах не нашлось. Уникальный случай! Когда решалась судьба страны, было не до формальностей. 

24-2-orig.cv.jpg

24-1-orig.cv_0.jpg

ПО ПОДВОДНОМУ МОСТУ

– Почему, на ваш взгляд, только спустя 75 лет орден Жукова нашёл героя? – интересуюсь у Афанасьевых. 

0_27_0.jpg

0_23_1.jpg

0_26_0.jpg

– Виновникам его гибели было выгодно поставить на Александре Лизюкове штамп неудачника под Воронежем. Командарм получил приказ сесть в танк и на месте руководить боем. Военачальник ожидал подхода бригады и просил отменить приказание, доказывая необходимость своего присутствия на командном пункте.

0_32_0.jpg

Но его не послушали, и генерал-майор погиб на поле боя в подбитом танке, – сообщает подробности Николай Иванович. – Многие высокие военные чины старались его заслуги задвинуть, а то и приписать себе. Простой пример:  в 42-м году Панфиловскую дивизию наградили орденом Ленина, а Лизюкова, командира корпуса, в состав которого входила эта дивизия, представили к ордену Боевого Красного Знамени, но так и не наградили. А ведь это был человек большой личной отваги! Освобождая Солнечногорск, самолично вёл в атаку пехотный полк. В 1941 году под Сумами немцы убегали с поля боя от солдат Лизюкова так, что красноармейцы снимали обувь, чтобы успеть настигнуть врага. Новобранцы под его командованием без оружия просились в бой. Лизюков (тогда – командир Гвардейской Московской мотострелковой дивизии), конечно, не ставил их в первой шеренге, но они бежали сзади и кричали «ура!», чтобы поддержать наступление. 

0_31_0.jpg

– А что он сделал, когда на Соловьёвой переправе на Смоленщине на него вышел беспризорный полк ополченцев с ещё необстрелянными новобранцами? Накормил солдат, голодавших два дня, но в бой их не бросил, не превратил в пушечное мясо.

13-orig.cv_0.jpg

По воспоминаниям ветеранов, там была страшная мясорубка – воды Днепра покраснели от крови. И это не метафора. За вывод 16-й и 20-й армий из окружения под Смоленском Лизюков и получил звание Героя Советского Союза, – замечает Иван Афанасьев. – По предложению Александра Ильича из грузовых автомобилей ЗИС со сбитыми деревянными кабинами соорудили подводный, невидимый для авиации противника мост, по которому выходили окруженцы. Если бы этого не случилось, немцы докатились бы до Москвы. Это было первое спасение столицы, вне всякого сомнения. Здесь закончился гитлеровский блицкриг, и немцы вынуждены были перейти к обороне. Фронт стоял почти два месяца. Кстати, Воронеж, где проявил себя Лизюков, не был сдан немцам.

1_217_of_222_0.jpg

А в апреле 1942 года Лизюкова назначили на должность командира 2-го танкового корпуса, который он сам же и формировал. Однако много ли найдётся командиров корпусов, приглашённых затем в собеседники Сталину, Молотову, Шапошникову и Жукову? 

ВАЖНЕЕ НАГРАД

Фронтовыми и партизанскими судьбами родственников семья Афанасьевых жила всегда. В подтверждение этих слов бывшая учительница математики Галина Ивановна аккуратно открывает картонную коробочку. На самодельной ватной подушечке лежат потрескавшиеся карманные часы. 

krrosh.jpg

– Они принадлежали моему отцу Владимиру Хомене, который во время войны был подпольщиком. Провокаторы выдали его гестаповцам. Можете представить, как били папу, если часы растрескались. После того как в 1942 году его расстреляли, часы нам передал один из местных жителей. Горя мы хлебнули, не дай Бог, – вздыхает женщина. – Когда Красная Армия освобождала Гомель, немцы согнали на берег Сожа детей, среди которых была и я, чтобы сделать из нас живой щит. А мне тогда шесть лет было.

1_89_of_222_0.jpg

Непростая трудовая жизнь выпала её супругу Николаю Афанасьеву:

– Я прошёл путь от инженера до генерального директора градообразующего предприятия – производственного объединения «Гомсельмаш». В 34 года на эту должность меня назначил первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии Пётр Машеров. «Реконструируешь завод, освоишь самоходную технику – получишь Звезду Героя Соцтруда», – сказал он. Троллейбусные линии, путепроводы, канализация – всё было сделано при участии завода, от которого полторы тысячи семей ежегодно получали бесплатное жильё. Ко мне со своими проблемами на личный приём, который затягивался до двух часов ночи, приходило до 70 человек.  В те годы на «Гомсельмаше» выпускали в сутки 200 сельхозмашин. Это была целая промышленная империя.

0_10_2.jpg

Николай Афанасьев достаёт из шкафа пиджак, на котором сияют орден Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, нагрудный знак «Изобретатель СССР»: 

0_14_2.jpg

– Пётр Миронович погиб, поэтому звание Героя Соцтруда присваивать мне было уже некому.  А партийные боссы были настроены против меня. Дело в том, что когда они отказывались строить жильё для моих рабочих, я обращался напрямую к Машерову. После секретарь ЦК вызывал подчинённых на ковёр. «Ты это попомнишь», – говорили мне провинившиеся.  Но для меня забота о человеке труда была важнее любых наград. Тем более что был такой пример, как Александр Лизюков.

ПОЛЕ РАТНОЙ СЛАВЫ

– В 2008 году мы принимали участие в церемонии открытия обелиска на месте гибели Лизюкова у села Лебяжье в Воронежской области. Его установили на краю поля, зерно с которого убирал старенький коптящий комбайн «Нива». В 1942 году это место значилось на военных картах как высота 188,5, – замечает Николай Афанасьев. – И мне пришла идея, что будет справедливо, если хлеб на земле, которую отстоял для потомков генерал-майор,  будет убирать комбайн, собранный на родине Лизюкова. 

0_19_1.jpg

53-1.jpg

По решению губернатора Воронежской области Алексея Гордеева, ныне – полпреда Президента, финансирование проекта осуществило Правительство Воронежской области, – Николай Иванович снимает с антресолей макет той самой сельхозмашины: – В результате 23  июля 2009 года, в годовщину гибели военачальника, комбайн «Коман­дарм Лизюков» со Звездой Героя на борту вышел на первый покос.

55-1_0.jpg

Это был первый именной комбайн в России. Управлял машиной сам губернатор.

54-2.jpg

– Нас восхитило отношение воронежцев к памяти Александра Ильича, – не скрывает эмоций Иван Афанасьев. – Сельчане за свои деньги установили Поклонный Крест на месте  фронтового захоронения полководца у Знаменского храма в Лебяжьем. А когда нам в торжественной обстановке передали орден Жукова, мы пережили одно из самых сильных потрясений в жизни.  Со сцены я увидел сотни людей и почувствовал, что они относятся к этому событию как к чему-то близкому для них самих и воспринимают Лизюкова как  родного человека. Это ощущение нас не покидает с 2008 года, когда мы впервые посетили Воронежскую область в связи с обнаружением захоронения Героя Советского Союза. Ощущение живого присутствия Александра Ильича во всём, что происходило в Воронеже, стало возможным только благодаря его жителям. Для меня личность Лизюкова олицетворяет настоящего советского человека, преданного идее, которая никогда не входила в конфликт с человечностью.

7-orig.cv_0.jpg

Хочется, чтобы на родине Лизюкова в Гомеле Александру и его братьям Петру (артиллеристу, командиру бригады, тоже Герою Советского Союза) и Евгению – белорусскому партизану – был поставлен памятник. В полный рост. Памятник братьям Лизюковым – одной из немногих семей в Советском Союзе и единственной в Беларуси, где двое братьев стали Героями Советского Союза, – мог бы стать центром притяжения не только для многих и многих поколений горожан, но и для братских народов России и Беларуси. В годы Великой Отечественной войны у них было одно поле ратной славы.

0_1_1.jpg


Автор фото: Игоря Бреля и из архива Ивана Афанасьева

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N