Он создал музыку гимна Гомельщины и фестиваля «Сожскi карагод». Композитор Валерий Копыл в гостях у "В" | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Олеся Шацкая Олеся Шацкая Автор текста
Анна Пащенко Анна Пащенко Автор фото
19:29 11 Января 2023 Культура

Он создал музыку гимна Гомельщины и фестиваля «Сожскi карагод». Композитор Валерий Копыл в гостях у "В"

Некоторые сюжеты не имеют начала и конца, а те, в которых звучит музыка, – вечны. Недаром истории целых народов рассказываются языком, в котором всего семь нот. О том, как звучит сердце Гомельского региона, рассказал композитор, художественный руководитель ансамбля «Пралескi», просуществовавшего более 25-ти лет, Валерий КОПЫЛ. 



ОТ ГИМНА ДО «ЩЕЛКУНЧИКА». Мало кто знает, но именно Валерий Иванович когда-то создал музыку гимна Гомельской области, а ещё – музыкального фестиваля хореографического искусства «Сожскi карагод», который давно стал неотъемлемой частью бренда нашего региона. Сегодня талантливый композитор с улыбкой замечает:
– Мне уже 77 лет, но жизнь продолжается, хочется ещё поработать. 

И результатом этого желания творить могут время от времени наслаждаться все гомельчане и гости нашего города. Например, Валерий Иванович поучаствовал в организации музыкального спектакля «Щелкунчик», который поражал воображение красочными декорациями, танцами и певческими номерами в новогодние праздники. Впрочем, с признанным мэтром, хореографом, режиссёром Петром Свердловым, который подарил гомельскому зрителю множество запоминающихся постановок, их связывает не только  сотрудничество, но и давняя дружба. Ведь в 80–90-х годах прошлого века они оба руководили народными ансамблями, идя по параллельно пролегающим дорожкам. Как итог – множество ярких песен, номеров, которые навсегда вошли в историю нашего города.

– В 1984 году, когда при педагогическом колледже, который сегодня все знают как Гомельский государственный педагогический колледж имени Л. С. Выготского, появились наши «Пралескi», в городе существовало много разных талантливых коллективов: «Рэчанька» Петра Кирейцева, «Гомий» Петра Свердлова и другие, – рассказывает Валерий Иванович. – Мы работали на одной ниве, ездили за границу с гастролями и всё время были где-то рядом, так что судьбы оказались в итоге похожи. «Гомий» существует до сих пор, подпитываясь новыми талантами, а «пралесята» выросли. Теперь они продолжают наше дело в своих собственных коллективах.



НАРОДНЫЙ АНСАМБЛЬ. Желание собрать свой вокальный коллектив назревало давно – в колледже училось много талантливой молодёжи, которая могла вырасти в настоящих больших артистов. Именно этим и занялся Валерий Копыл, который в ту пору работал в учебном заведении преподавателем:

– Хотелось выступать на высоком профессиональном уровне, поэтому нужно было растить профессионалов. И весной 1984-го мы начали нашу работу, чтобы добиться нужного звучания, – пускается в воспоминания Валерий Иванович. – Своё всегда роднее, но мне приятно думать, что ни один другой коллектив в городе в ту пору не звучал так ярко и звонко, как наш.


В «Пралесках» довольно скоро сформировался костяк участниц – пять человек, другие же приходили и уходили, становясь частью коллектива временно. По-другому не могло быть хотя бы потому, что обучение в колледже длилось четыре года. За тех, кто на своих плечах нёс историю «Пралесок», приходилось бороться, чтобы оставить их в городе. В итоге через горнило вокального коллектива прошло более 30-ти участниц. Все они до сих пор любят вспоминать о времени, которое провели вместе, пусть жизнь и разбросала их по миру. А иногда даже встречаются…


– Девочки были молодые, красивые и невероятно талантливые, – говорит Валерий Иванович. – Мы дружили с известными белорусскими композиторами, среди которых Игорь Лученок, Юрий Семеняко, поэтому репертуар коллектива был очень разнообразным. Много музыкальных композиций написал я сам, но только не стихи – с этим у меня никогда не ладилось.

МУЗЫКА, ИДУЩАЯ К СЕРДЦУ. Для «Пралесок» Валерий Копыл не только писал музыку, но и создавал аранжировки композиций других авторов. А самым талантливым поэтом-песенником в Беларуси считал и считает своего коллегу по колледжу Святослава Крупенько, говоря, что его стихи всегда буквально сами ложатся на музыку. Помогал и другим коллективам:

– Нас раньше часто посылали со студентами на сельхозработы, и я привозил из таких поездок новые песни. Например, как-то в Столбуне мы познакомились с талантливым, самобытным народным ансамблем, несколько песен которого я записал, потом обработал – и «Пралескi» их пели. А о другом коллективе мне рассказал Пётр Свердлов: мол, в Октябрьском районе есть хорошие ребята, поют, надо пригласить их на концерт. И мы это сделали: я им помог, сделал оркестровку, и они у нас пели колядки. После концерта разговорились, и они предложили послушать песню, которая была «выращена» в их районе. Спели, и так она меня захватила своими простыми словами, идущими до самого сердца, что я решил помочь им с записью…


По словам Валерия Ивановича, в этой простоте он почувствовал настоящую народную силу, тоску и боль, и песне нельзя было дать исчезнуть. Сегодня её иногда поют на городских праздниках, и слёзы, которые она вызывает на глазах зрителей, дают композитору понимание, что он сделал не просто хорошее дело.

– Песня называется «Дубочек», и в ней рассказывается о матери, которая, проводив сына на войну, сажает около дома дерево. Ухаживает за ним, наблюдает, как оно растёт. В финале мы видим мать, стоящую у высокого дуба, а сыночка всё нет. Всю свою жизнь она ждёт его, – делится Валерий Иванович. – Это меня очень тронуло, ведь мой отец тоже воевал, был танкистом, трижды его ранили, но он вернулся, и в 1945 году родился я. А сколько матерей не дождалось своих близких…


Валерий Копыл всегда очень бережно относится к фольклорному материалу, потому что считает, что во всякой красоте белорусской в первую очередь есть неразгаданность, тайна, и её надо сберечь в мелодике и текстах для последующих поколений. Сохранить дух народной песни – главная задача.

У талантливого композитора много знаковых работ, воспевающих красоту нашего региона, поддерживает он близкие отношения и с коллективами города и области. Особенно памятна для Валерия Ивановича работа над произведением, посвящённым Турову:

– Чтобы написать её, я отправился в путешествие по туровским местам, интересовался их историей, традициями, много разговаривал с людьми, – рассказывает Валерий Иванович. – Всё это вылилось в большое произведение, которое исполнил со сцены симфонический оркестр, дирижёром которого является Мурад Ассуил. А ода Кириллу Туровскому прозвучала из уст Галины Павленок, с которой мы тоже являемся добрыми друзьями.



ПОСЛЕСЛОВИЕ. Народный ансамбль «Пралескi» закончил выступать десять лет назад, но их бывшему художественному руководителю радостно от того, что дело, которому на протяжении стольких лет он отдавал свои силы, продолжается в талантливых ученицах.

– Татьяна Худякова теперь работает в Гомельском государственном педагогическом колледже имени Л. С. Выготского, тоже организовала ансамбль, и они поют песни, написанные мной, – голос Валерия Ивановича теплеет. – Светлана Пайкова руководит в средней школе № 30 Гомеля хором, Ольга Терещенко также работает в одной из школ и продолжает заниматься музыкой. Она поёт как соловей!


С ними и многими другими бывшими «пралесятами» Валерий Иванович сохраняет и творческие, и дружеские отношения. А продолжая дело, начатое им 37 лет назад, они несут любовь к родному краю дальше во времени и передают уже своим ученикам.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N