Молодёжному – 30! Мы вспомним, как всё начиналось… | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
09:00 15 Октября 2022 Культура

Молодёжному – 30! Мы вспомним, как всё начиналось…

Гомельский городской молодёжный театр был основан 30 лет назад как первый в Беларуси частный «Независимый театр» по инициативе и на средства гомельского предпринимателя и мецената Григория ФИГЛИНА. 

Первый в Беларуси. 

Кем же был учредитель молодёжного театра, которому на днях могло бы исполниться 65 лет? А был он яркой личностью ещё в студенчестве. В 1974 году поступил в БелИИЖТ (ныне БелГУТ), на электротехнический факультет. Будучи студентом, придумал прекрасный праздник в преддверии 8 Марта – турнир «За прекрасных дам», который существует уже более 40 лет и стал своеобразным брендом вуза. 

После окончания института Григорий Исаакович работал по специальности в Орше и Гомельском отделении БелЖД. Но он никогда не забывал свою альма-матер, где создал театр эстрадных миниатюр, который долгие годы пользовался большой популярностью. 

В БелИИЖТе он был авторитетом. Благодаря СТЕМу (студенческому театру миниатюр) прежде всего, в котором он заслуженно блистал и на чьи представления было очень нелегко попасть из-за банальной нехватки мест в зале. Но при всём при этом Фиглин оставался очень доступным, открытым человеком. 

В трудные перестроечные времена Григорий Фиглин создал в Гомеле кооператив «Молодёжный досуг» и занялся организацией концертной деятельности. Благодаря ему в городе над Сожем выступали Людмила Гурченко, Олег Янковский, Леонид Ярмольник, Зиновий Гердт, Александр Серов, Лев Дуров, Эммануил Виторган, Александр Калягин и другие.

Переехав в Москву, Григорий Фиглин с 1989 года совместно с Александром Серовым и Игорем Крутым создал фирму «АРС», которая со временем превратилась в крупнейший медиахолдинг. Одновременно он работал на Первом канале в телепрограмме «Шире круг». В 1990 году стал генеральным директором российско-американского СП «Апрелевка-Саунд» (бывший завод фирмы «Мелодия»), а в 1993 году занял пост генерального директора и президента Ассоциации производителей аудиопродукции. 

Несмотря на новое место жительства, Григорий Фиглин продолжал навещать любимый город над Сожем, мечтая подарить ему что-нибудь значительное. 


  • 151 спектакль был поставлен в молодёжном театре за годы его работы.

– Стоявший у истоков гомельского кооперативного видеопроката, не так давно ругаемый Григорий Фиглин (в СССР к такого рода деятельности относились неодобрительно), тем не менее, решил сделать родному городу приятный подарок. Подарок страшно дорогой, необыкновенно изысканный, и уж никак не ожидаемый многими со стороны преуспевающего бизнесмена – новый профессиональный театр, – писал в 1992 году журналист газеты «Знамя юности» Александр Шкут. – Впрочем, тех, кто знает Григория давно, вряд ли удивил такой поступок и тем более сам характер подарка, ибо на памяти у многих яркие, несомненно, говорящие об актёрском таланте выступления Фиглина в составе студенческого театра. Он имел безупречный театральный вкус, хотел поделиться им с земляками, не жалея для этого ни сил, ни средств.

В итоге в октябре 1992 года был открыт первый частный театр в Республике Беларусь – «Независимый театр», который, изменив название, но не утратив свободного духа, вот уже 30 лет радушно открывает двери для поклонников Мельпомены. 



«НТ СФ Рекордз» представляет… 

Владелец нового театра (как непривычно в те годы звучало это словосочетание!) прямо заявил, что на кассовую прибыль не рассчитывает и ради искусства готов нести убытки. Единственное, чего он ждал от режиссёра и труппы, – высокого уровня постановок, обеспечивающих аншлаги не только на премьерах. Что и говорить, требования были высоки, если учесть, что даже многие известные театры иные свои спектакли проводили в те годы при пустых залах.

– Независимый театр «НТ СФ Рекордз», именно так назывался новорождённый, в силу обязывающего слова «независимый» должен был, по-видимому, «выстрелить» какой-нибудь скандальной или нашумевшей пьесой, – писал в 1992 году в рецензии Александр Шкут. – Увы, надежды жаждущих «клубнички» не оправдал. Режиссёр и художественный руководитель театра Яков Натапов легко обошёлся без новомодных экс-советских драматургов постперестроечной поры, а взял и поставил спектакль по пьесе «Автобус» болгарина Станислава Стратиева. 

К постановке Яков Натапов сделал приписку «по мотивам», обозначив жанр комедия-притча и дал название «Путники в ночи». Серьёзную переработку испытал и авторский текст пьесы, в которой режиссёр попытался исследовать сущность человка, его пороки и добродетели. Важный вывод, который позволила сделать премьера, состоял, по мнению Александра Шкута в том, что гомельский Независимый театр начинал свою деятельность, имея в арсенале высокопрофессиональную актёрскую труппу с несомненно большим потенциалом. Любопытно, что «Путники в ночи» охватили весь небольшой актёрский состав театра, в который входили Светлана Дубровина, Юрий Фейгин, Валентин Костенко, Эльвира Батенкова, Андрей Троицкий, Татьяна Булгакова. К первому составу труппы примкнули также Сергей Чугай и Галина Анчишкина, которые вот уже 30 лет продолжают служить молодёжному театру.

– Ещё один настоящий театр появился в Гомеле, – подытоживал Александр Шкут. – Театр, от которого уже сегодня вправе ждать интересных и глубоких постановок. Театр, который наряду с областным драматическим сможет шире раскрыть для гомельчан палитру мирового и отечественного театрального искусства.

И эти слова полностью сбылись, несмотря на трудности, которые ожидали театр в первые годы становления.

  • В спектакле «Госпожа удача», поставленном в 2005 году, главные роли исполнили Сергей ЧУГАЙ и Наталья ГОЛУБЕВА.


От России до Франции. 

Чуть не погубившее молодой театр трагическое событие произошло 1 июля 1995 года. При загадочных обстоятельствах (дело до сих пор не раскрыто) в Москве погиб финансировавший работу театра Григорий Фиглин. Ему было всего 37 лет. После случившейся трагедии организационные и финансово-экономические вопросы театра взяла на себя его сестра Галина Шофман, которая возглавляла детище брата до 2003 года. А художественным руководителем театра в 1996–1998 годах был Андрей Троицкий. Он сделал ставку на интеллектуальную современную российскую и зарубежную драматургию. 

Несмотря на героические усилия Галины Шофман (было распродано почти всё имущество), средств всё равно не хватало, и в 1998 году встал вопрос о закрытии театра. И тогда по просьбе артистов под опеку и на бюджет города театр взял председатель Гомельского гор­исполкома Александр Якобсон. К слову, он был также выпускником БелИИЖТа. С 1999 года театр стал государственным и получил название Гомельский городской молодёжный экспериментальный театр-студия. В 2000–2001 годах на пост главного режиссёра был приглашён Дмитрий Солодухо. Государственная поддержка дала возможность увеличить актёрскую труппу. Это позволило уверенно смотреть в будущее и реализовывать творческие планы.

В 2003 году театр возглавила Валентина Моисеенко. С её приходом расширяется репертуар, ставятся комедии, мелодрамы, психологические пьесы, сказки для детей. А в 2007 году директором и художественным руководителем театра назначен заслуженный артист Беларуси Виктор Чепелев. Под его руководством были выпущены спектакли, которые привлекли зрителей разных поколений и взглядов. Театр принимал участие в фестивалях, побывал на гастролях во Франции, Польше, в Москве, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Чернигове, Минске, Молодечно, Бобруйске, Витебске. 

В 2008 году решением Гомельского горисполкома театр получил новое название – Гомельский городской молодёжный театр, а по итогам работы за 2008-й его коллектив стал победителем в номинации «Лучшее театрально-зрелищное учреждение» с занесением на Доску почёта Гомельской области. В 2009-м году театр был признан лучшим учреждением культуры Гомеля с вручением памятного знака.

В 2010 году в молодёжный  приходит новый директор-художественный руководитель Юрий Вутто, который особое внимание в формировании репертуара уделял белорусской драматургии.

Переломным моментом в истории театра стал сезон 2016–2017 годов. Снова меняется руководство. С января 2017 года театр возглавила Елена Мостовенко. И вот небольшая, но работоспособная труппа из 19 актёров сформировала творческое лицо молодёжного в соответствии с ориентирами развития современного театрального искусства. Так, в 2018 году спектакль «Метод» Жорди Гальсерана стал лауреатом V Республиканского конкурса театрального искусства «Нацыянальная тэатральная прэмія» в номинации «Лучший спектакль театра драмы малой формы». И таких высококлассных постановок в репертуаре немало, а значит, дело отца-основателя театра продолжает жить. Как он и хотел – ярко и талантливо…

 

  • В 1993 году народный артист России Эммануил ВИТОРГАН сыграл в постановке «Дон Жуан-2050». 



Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N