Новации против радиации | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Карина Тимофеева Карина Тимофеева Автор текста
09:40 26 Апреля 2016 ЧАЭС

Новации против радиации

Можно ли адаптировать существующие технологии ведения животноводства к условиям радиоактивного загрязнения? Какие нормативы по содержанию радионуклидов в продуктах питания, сырье и кормах действуют в Беларуси? Как снизить переход цезия и стронция из рациона скота в животноводческую продукцию? Об этом и не только наша беседа с заведующим лабораторией производства экологически безопасной продукции животноводства в условиях техногенного загрязнения территорий Республиканского научно-исследовательского унитарного предприятия «Институт радиологии» Александром ЦАРЕНКОМ.

Изотопы под прицелом

 

– Александр Александрович, от чего зависит интенсивность перехода радионуклидов в конечный продукт животноводства?

– Немаловажная роль в этом вопросе отводится уровню и полноценности питания скота, а также сбалансированности рационов кормления по основным минеральным элементам. К примеру, если увеличить в рационе животного содержание клетчатки до 3,6 килограмма в сутки, параметры перехода цезия-137 в молоко снизятся примерно в три раза. Аналогичную закономерность можно наблюдать, когда в молоке коров присутствует стронций-90: переход этого радионуклида в конечный продукт сокращается до 1,8 раза при введении в рацион скота сырой клетчатки массой 5,7 килограмма.

– Другими словами, то, что поедает животное, так или иначе отразится на готовой продукции. Возникает вопрос: как организовать оптимальное производство кормов на территориях, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС?

– Налаживая кормопроизводство в указанных регионах, особое внимание необходимо уделять структуре посевов – соотношению разных групп культур, начиная от зерновых, заканчивая кормовыми. Кроме того, следует формировать пастбища и сенокосы с конкретным набором компонентов семян (травосмесей), совпадающих по совместимости, срокам созревания и режиму использования. Также снизить поступление радионуклидов в корма помогут агрохимические контрмеры: известкование, внесение повышенных доз калийных и фосфорных удобрений. Однако в последнем случае мы столкнёмся с дисбалансом макро- и микроэлементов в кормах, которые требуются животным. Всему виной – изменение катионного состава почв под действием внесённых удобрений. Скажем, при использовании известкования растения в полной мере получают азот, серу, кальций, магний, но в то же время лишаются достаточной степени железа, меди, цинка, марганца. Именно по этой причине в течение трёх лет Институтом радиологии проводился полный анализ кормов по 21 показателю, в том числе по девяти элементам минерального питания. В итоге сотрудники лаборатории создали базу данных содержания в кормах макро- и микроэлементов в разрезе сельхозпредприятий, которые располагаются на территориях трёх наиболее пострадавших от аварии областей – Гомельской, Могилёвской и Брестской. Это позволило разработать рекомендации по устранению дисбаланса минеральных веществ в рационах кормления крупного рогатого скота.

– Кстати, не так давно Институт радиологии создал уникальную компьютерную программу «MineralAdd», с помощью которой можно рассчитать оптимальное содержание макро- и микроэлементов для животных.– Инновационная разработка позволяет составить подходящий рецепт минеральных премиксов – смеси солей микроэлементов, которые используются при производстве полноценных кормов и добавок. На основании градации сельхозпредприятий по степени дефицита важнейших компонетов питания, что особенно актуально для регионов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, специалисты рассчитывают количество того же фосфора, кальция, цинка, в которых нуждается животное. К слову, интерфейс программы достаточно прост – «MineralAdd» не требует от пользователя глубоких знаний обращения с ПК.

Step by step-контроль

– Понятно, что фактор времени сыграл не последнюю роль в стабилизации экологической обстановки регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС. И всё-таки как сократить поступление радионуклидов в организм животных, а значит, и в готовую продукцию?

– Блокировать цезий и, как следствие, предотвратить его всасывание в кровь поможет использование препаратов и различных кормовых форм, содержащих сорбент ферроцин. Механизм действия этого вещества основан на способности образовывать с цезием-137 нерастворимое соединение, которое в процессе пищеварения выводится из организма естественным путём. Отмечу, что ферроцин разработали западные коллеги в 1960-х годах специально для защиты человека в случае интоксикации радиоизотопами цезия и таллия. Препарат заявил о себе со знаком «плюс», поэтому был взят на вооружение многими странами, в том числе и Совестким Союзом – производство ферроцина было поставлено на широкие рельсы в Курске и Екатеринбурге. Сегодня его добавляют в различные кормовые формы, в первую очередь это касается болюсов – крупных пилюль. Кстати, над их разработкой белорусские учёные трудились совместно с норвежцами ещё на заре 1990-х.

– Опыт коллег из Норвегии пригодился?

– А вы как думали (смеётся)? Есть там народ такой – лопари, который занимается оленеводством. Так вот, в связи с тем, что растительность тех мест скудна, животным приходится питаться преимущественно мхами и лишайниками, которые в большом количестве накапливают цезий. Поэтому болюсы с сорбентом ферроцином для норвежцев не менее актуальны: препарат вводится в организм животного, не теряя главного свойства в течение 2–3 месяцев. Свою эффективность ферроцин подтвердил и в других кормовых формах – брикетах-лизунцах, а также специальных комбикормах.

– При включении в рацион питания скота ферроцинсодержащих препаратов в организме животного блокируется всасывание цезия-137. Вопрос ребром: как быть со стронцием-90?

– Снизить переход этого радионуклида в готовую продукцию поможет адресная витаминная минеральная добавка, которая содержит антагонист стронция, – кальций в биологически доступной форме. Кроме того, уменьшить концентрацию данного радионуклида в конечном продукте на 20–70 процентов возможно за счёт оптимизации минерального питания животных: на помощь аграриям приходят комбикорма-концентраты на основе сапропеля – донного отложения пресных водоёмов. Замечу, что общие ресурсы сапропелей в Беларуси достигают 4 миллиардов куб. метров, из которых 800 миллионов приходятся на Гомельскую область.

– Отличаются ли отечественные нормативы по содержанию радионуклидов в продуктах питания от установленных другими странами?

– Японцы, например, после аварии на АЭС Фукусима-1 ввели норматив по цезию для фруктов, овощей и риса в 500 беккерелей на килограмм. У нас же согласно республиканским допустимым уровням содержание цезия не должно превышать: в хлебе и муке – 40 беккерелей, в молоке – 100, в рыбе –150, в мясе – 180-500. Теперь возмём Западную Европу: норматив содержания цезия-137 у них зафиксирован в так называемом «Codex Alimentarius (international trade)» и составляет 1000 беккерелей на килограмм. Более того, перечень продуктов питания, подлежащих радиационному контролю, в нём гораздо меньше, нежели в Беларуси, – отечественные нормативы по-прежнему остаются одними из самых жёстких в мире.


Автор фото: автора

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N